1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Харченко Н.А.Фоновая информация как путь формирования профессиональных знаний студента.

Индекс материала
Харченко Н.А.Фоновая информация как путь формирования профессиональных знаний студента.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

В настоящее время имеется множество определений понятия «информация» (сведения, сообщения, данные, отражение, обозначение содержания и т.п.) и применений дефиниций «фоновая», но  ни одно из них не является общепринятым, что естественно для постоянно развивающейся науки. При этом наблюдается  тенденция связывать информацию со степенью упорядоченности той системы, которая её получает: «информация означает порядок, коммуникация есть создание порядка из беспорядка или по крайней мере увеличение степени той упорядоченности, которая существовала до её получения».
Фоновая информация как понятие не имеет энциклопедического определения, но почти все исследователи вопроса (лингвисты, искусствоведы, культурологи и др.) приходят к единому мнению, что это явление историческое. Фоновая информация существует и актуализируется в реальном времени, может устаревать и становиться достоянием прошлого. Она составляет основу национальной духовной культуры и передается из поколения в поколение. Может она возникнуть недавно, но по значимости и ценности своей предназначена к длительному существованию.
Именуется фоновой информацией и та совокупность знаний, которыми обладают студенты определенной группы, а их уровень далеко неоднозначен. Преподавателю, естественно, известна профессиональная ориентация студентов в связи с выбором специальности, но и  очень важны фоновые знания аудитории. От этого зависит отбор информации, ее объем, структура и способ трансляции.
Работа со студентами первого курса на протяжении многих лет дает нам право отметить, что современная школа слабо формирует умение у учащихся самостоятельно перерабатывать изучаемые ими фоновые материалы. Полное копирование учебников, дополнительных материалов, отражаемых студентами - первокурсниками как в устной, так и в письменной речи свидетельствует о неумении логически мыслить, структурировать учебные задачи. Более того, многие из них уверены, что достаточно пересказать прочитанное или письменно скопировать текст, не осмысливая его творчески и не предлагая собственное мнение. Отсюда профессиональные задачи работы с фоновой информацией - это развитие способности свободно ориентироваться в творческих методах профессии историка и культуролога, освоение всей системы профессиональных знаний, формирование точного и строгого отношения к процессам творчества как главного механизма профессионального образования.



Сегодня разработано множество технологий, методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов. Исходя из этого фоновая информация должна способствовать получению профессиональных знаний через аналитическое, осознанное и  творческое мышление. Для  эффективной реализации цели  необходимы определенные  формы организации обучения: фронтальная (единая задача  и последовательность её выполнения), индивидуальная (задача, выполняемая независимо от других), групповая (подразделение на группы, и дифференциация задания), коллективная (осуществление принципа каждый – каждому) и методы.
В качестве общего методологического инструмента можно использовать метод моделирования, создания некоторых формализованных моделей (структурно-логических схем, формул, таблиц, кластеров и т. п.), что позволяет отвлечься от информационного шума, увидеть основные параметры  рассматриваемого вопроса.
Представление об универсальном методе в области гуманитарных наук в том числе истории и культурологии традиционно связывают с герменевтикой - теорией интерпретации текста и наукой о понимании смысла. Текст же всегда – фоновая информация. Здесь проблема решается, в основном, путем совершенствования, шлифовки существующих педагогических технологий, изменения способов  подачи информации, её анализа и синтеза.
Любая информация, которую мы преподносим студентам, обладает шумом. Это в первую очередь лингвистический шум. Если информация для студента  не представляет интереса, он ее воспринимает как фоновый шум. Психологами доказано, что первичная информация является сенсорной, т. е. имеет форму зрительных, звуковых или тактильных образов. Ценность информации определяется эмоциональной реакцией. Сохранить в эмоционально-образной памяти ее проще, если обозначить терминами или какими-то символами.
Многие авторы, изучающие информационные процессы в педагогике,  приводят слова Платона:  «Без образа нет мысли», поэтому текст, предлагаемый студенту становится более понятным после превращения его в эмоционально-образную информацию. Исходя из этого по основным темам, изучаемым студентами,  делается попытка составлять структурные формулы, характеризующиеся числом входящих в них логических элементов, понятий, суждений, умозаключений.
Например, читается академическая лекция, предлагаются основные вопросы, литература и задание: составить структурную формулу  темы по материалам прочитанной лекции,  предложенных учебников и учебных пособий, выбранных самостоятельно студентами.
На первом этапе за основу берутся вопросы, поставленные преподавателем в лекции и наполняются логическими посылками по  усмотрению студентов. В дальнейшем на основе изучения текста вся структурная схема или формула выполняется самостоятельно. Мнения о структуре обсуждаются на практическом занятии и выделяются наиболее значимые. Оценка выполненного задания неоднозначна, но есть достаточно осмысленные  варианты.



Умение творчески интерпретировать фоновую  информацию, ранжировать ее по степени значимости, графически оформлять текстовый материал достигается и путем следующих заданий:
1.Оценить предложенную информацию, подготовиться к обсуждению, сформулировать выводы для сообщения членам группы и доказательства своей позиции. Каждый получает  часть информации по обсуждаемой теме.
Организацию задания дает преподаватель, например, по истории мировой или русской культуры:     
-проанализировать предложенный текст;
-составить структуру выступления;
-дать характеристику подчеркнутым терминам;
-расширить материал за счет собственных знаний;
-подготовить вопросы для студентов своей группы.
Изучение истории и культуры различных эпох предполагает обращение к их мировоззренческим моделям. На первом этапе преподаватель может дать либо определение, либо структурно-логическую схему, которые студент развивает за счет индивидуальной подготовки и работы с источниками, учебной и  научной литературой.
Например, тема: «Основные черты культуры эпохи Возрождения»:
-антропоцентризм;
-гуманизм;
-модификация средневековой христианской традиции;
-отношение к античности;
-новое отношение к миру.
2. Составить  кластер, который содержит термин, либо краткую биографию и деятельность лиц, относящихся к теме. На первом занятии объясняется принцип  построения кластера (графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия), если студенты-первокурсники не знакомы с такой организацией материала.
3. Выделить из текста незнакомые термины, включив их в глоссарий, иногда с вариантами определений одного и того же термина в интерпретации различных авторов. После анализа и обобщения  материалов, представленных отдельными студентами, дается синтезированное  определение, способствующее лучшему постижению сути (иногда это делают студенты).
4. Провести декомпозицию предложенной информации  (разложение на фрагменты). Эти отрывки должны содержать относящиеся к заданной  теме определения, разъяснения, аргументы, контраргументы, рассуждения, иллюстрации, примеры, спорные вопросы и т.д. которые необходимо выстроить в определенной логической последовательности. (Первая группа).
Провести композицию (составление синтезированного нового текста на основе фрагментов, подготовленных сокурсниками. (Вторая группа). Задание, как правило, дается обеим группам одинаковое, но с различной фоновой информацией. Дома готовится декомпазиционный материал, на практическом занятии происходит обмен  информацией и продолжается  композиционный  процесс.
5. Написать эссе по части темы, рассматриваемой на занятии.  Фрагменты  предлагаются разные для каждого студента по информации, данной преподавателем в лекции и затронутой в обсуждении. Основная цель – понять, что думает студент об информации по этому вопросу, услышать его аргументы в индивидуальном рассмотрении проблемы, увидеть творческое осмысление изучаемого материала, самостоятельное выражение мыслей.



В современном мире студент пребывает в информационном хаосе, ему приходится ежедневно обрабатывать огромные массивы различной информации. Традиционные методы не всегда позволяют усвоить реально необходимый материал.
Новые знания и  способы мышления требуют и различных вариантов передачи и распространения фоновой научной и учебной информации. Здесь  целесообразно разрабатывать и средства визуализации информации Широкую возможность для этого предоставляют сильнейшие технологии, применяемые в учебном процессе, такие как Интернет и  полиэкран, позволяющие активизировать и вовлечь в процесс усвоения информации максимум органов восприятия и механизмов запоминания. К сожалению, эти технологии практически мало используются в вузах  Кыргызстана из-за недостаточной оснащенности техническими средствами, а наиболее применимы видеозаписи по тематике отдельных дисциплин.
Гуманитарный факультет и кафедра истории и культурологии КРСУ имеют значительный  систематизированный информационный материал по истории Кыргызстана, истории мировой, русской культуры, записанный на видеокассетах, который используется в качестве фоновой информации на лекциях и практических занятиях. На наш взгляд очень важно предварительно студентов подготовить к процессу объединения текстовой и визуальной информации. Например, занятие по теме «Русская культура XVII века». Предлагается под таким же названием фильм, к просмотру которого каждый студент по отдельному вопросу готовит тезисы на базе учебных и научных материалов и после просмотра представляет и обосновывает свои комментарии.
Для студентов-гуманитариев очень важна диалоговая концепция культуры Бахтина - Библера, где содержатся истоки личностно-ориентированного обучения  и обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. Диалогичность, качество творческого мышления указывает на вопросно-ответную структуру мышления, на форму его осуществления в виде внутреннего диалога, на его логическую форму - выработку  взаимодействующих позиций, являющихся последствием включения в учебный процесс заданий, формирующих умение самостоятельно осознать и сформулировать вопросы к тексту и искать ответы на них. Задача преподавателя решить вопросы: какой должна быть информация по той или иной теме, способствующая развитию  творческого, осознанного, аналитического мышления и какой метод следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?  Более того структурировать вопросы - открытые и закрытые. Первые   использовать, когда необходимо понять даже самую неадекватную точку зрения студентов или убедиться в их  неосведомленности  о предмете вопроса.  Вторые – требующие устоявшегося стандартного ответа. Такой подход  дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Сегодня необходимо в работе с фоновой информацией использовать и достаточно широко разработанные методы критического мышления, тем более, что они представляют собой «универсальную, проникающую, "надпредметную" технологию, открытую к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями». Для  неё  характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей, принятие обоснованных решений и применение различных исследовательских методов.
Студент использует информацию, находящуюся в его распоряжении, лишь в ограниченной степени. Это подтверждается результатами опроса, когда ответы студентов принимаются без обсуждений, не ведется речь о многозначных понятиях вопроса, недостаточной информированности. Здесь и может сыграть большую роль фоновая информация, представляющая собой  структурированную постановку темы или отдельной проблемы. На фоне предложенного преподавателем материала студент сможет определить ориентир получения информации и принять собственные решения её выбора. Студенты, которые уже умеют пользоваться фоновыми материалами, их отбором и методами структурирования, быстрее и эффективнее усваивают новую информацию.
В настоящее время  в условиях глобализации, информатизации, включения в  процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества информационная культура становится базой для получения профессиональных знаний.
(Пути повышения качества подготовки специалистов. Материалы научно-практической конференции. Бишкек: КРСУ, 2005).

 

 

 

444.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9153267