1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Харченко Н.А.Фоновая информация как путь формирования профессиональных знаний студента. - Страница 4

Индекс материала
Харченко Н.А.Фоновая информация как путь формирования профессиональных знаний студента.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы


В современном мире студент пребывает в информационном хаосе, ему приходится ежедневно обрабатывать огромные массивы различной информации. Традиционные методы не всегда позволяют усвоить реально необходимый материал.
Новые знания и  способы мышления требуют и различных вариантов передачи и распространения фоновой научной и учебной информации. Здесь  целесообразно разрабатывать и средства визуализации информации Широкую возможность для этого предоставляют сильнейшие технологии, применяемые в учебном процессе, такие как Интернет и  полиэкран, позволяющие активизировать и вовлечь в процесс усвоения информации максимум органов восприятия и механизмов запоминания. К сожалению, эти технологии практически мало используются в вузах  Кыргызстана из-за недостаточной оснащенности техническими средствами, а наиболее применимы видеозаписи по тематике отдельных дисциплин.
Гуманитарный факультет и кафедра истории и культурологии КРСУ имеют значительный  систематизированный информационный материал по истории Кыргызстана, истории мировой, русской культуры, записанный на видеокассетах, который используется в качестве фоновой информации на лекциях и практических занятиях. На наш взгляд очень важно предварительно студентов подготовить к процессу объединения текстовой и визуальной информации. Например, занятие по теме «Русская культура XVII века». Предлагается под таким же названием фильм, к просмотру которого каждый студент по отдельному вопросу готовит тезисы на базе учебных и научных материалов и после просмотра представляет и обосновывает свои комментарии.
Для студентов-гуманитариев очень важна диалоговая концепция культуры Бахтина - Библера, где содержатся истоки личностно-ориентированного обучения  и обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. Диалогичность, качество творческого мышления указывает на вопросно-ответную структуру мышления, на форму его осуществления в виде внутреннего диалога, на его логическую форму - выработку  взаимодействующих позиций, являющихся последствием включения в учебный процесс заданий, формирующих умение самостоятельно осознать и сформулировать вопросы к тексту и искать ответы на них. Задача преподавателя решить вопросы: какой должна быть информация по той или иной теме, способствующая развитию  творческого, осознанного, аналитического мышления и какой метод следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?  Более того структурировать вопросы - открытые и закрытые. Первые   использовать, когда необходимо понять даже самую неадекватную точку зрения студентов или убедиться в их  неосведомленности  о предмете вопроса.  Вторые – требующие устоявшегося стандартного ответа. Такой подход  дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Сегодня необходимо в работе с фоновой информацией использовать и достаточно широко разработанные методы критического мышления, тем более, что они представляют собой «универсальную, проникающую, "надпредметную" технологию, открытую к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями». Для  неё  характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей, принятие обоснованных решений и применение различных исследовательских методов.
Студент использует информацию, находящуюся в его распоряжении, лишь в ограниченной степени. Это подтверждается результатами опроса, когда ответы студентов принимаются без обсуждений, не ведется речь о многозначных понятиях вопроса, недостаточной информированности. Здесь и может сыграть большую роль фоновая информация, представляющая собой  структурированную постановку темы или отдельной проблемы. На фоне предложенного преподавателем материала студент сможет определить ориентир получения информации и принять собственные решения её выбора. Студенты, которые уже умеют пользоваться фоновыми материалами, их отбором и методами структурирования, быстрее и эффективнее усваивают новую информацию.
В настоящее время  в условиях глобализации, информатизации, включения в  процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества информационная культура становится базой для получения профессиональных знаний.
(Пути повышения качества подготовки специалистов. Материалы научно-практической конференции. Бишкек: КРСУ, 2005).

 

 

 



52.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9153316