Страница 3 из 4
Умение творчески интерпретировать фоновую информацию, ранжировать ее по степени значимости, графически оформлять текстовый материал достигается и путем следующих заданий:
1.Оценить предложенную информацию, подготовиться к обсуждению, сформулировать выводы для сообщения членам группы и доказательства своей позиции. Каждый получает часть информации по обсуждаемой теме.
Организацию задания дает преподаватель, например, по истории мировой или русской культуры:
-проанализировать предложенный текст;
-составить структуру выступления;
-дать характеристику подчеркнутым терминам;
-расширить материал за счет собственных знаний;
-подготовить вопросы для студентов своей группы.
Изучение истории и культуры различных эпох предполагает обращение к их мировоззренческим моделям. На первом этапе преподаватель может дать либо определение, либо структурно-логическую схему, которые студент развивает за счет индивидуальной подготовки и работы с источниками, учебной и научной литературой.
Например, тема: «Основные черты культуры эпохи Возрождения»:
-антропоцентризм;
-гуманизм;
-модификация средневековой христианской традиции;
-отношение к античности;
-новое отношение к миру.
2. Составить кластер, который содержит термин, либо краткую биографию и деятельность лиц, относящихся к теме. На первом занятии объясняется принцип построения кластера (графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия), если студенты-первокурсники не знакомы с такой организацией материала.
3. Выделить из текста незнакомые термины, включив их в глоссарий, иногда с вариантами определений одного и того же термина в интерпретации различных авторов. После анализа и обобщения материалов, представленных отдельными студентами, дается синтезированное определение, способствующее лучшему постижению сути (иногда это делают студенты).
4. Провести декомпозицию предложенной информации (разложение на фрагменты). Эти отрывки должны содержать относящиеся к заданной теме определения, разъяснения, аргументы, контраргументы, рассуждения, иллюстрации, примеры, спорные вопросы и т.д. которые необходимо выстроить в определенной логической последовательности. (Первая группа).
Провести композицию (составление синтезированного нового текста на основе фрагментов, подготовленных сокурсниками. (Вторая группа). Задание, как правило, дается обеим группам одинаковое, но с различной фоновой информацией. Дома готовится декомпазиционный материал, на практическом занятии происходит обмен информацией и продолжается композиционный процесс.
5. Написать эссе по части темы, рассматриваемой на занятии. Фрагменты предлагаются разные для каждого студента по информации, данной преподавателем в лекции и затронутой в обсуждении. Основная цель – понять, что думает студент об информации по этому вопросу, услышать его аргументы в индивидуальном рассмотрении проблемы, увидеть творческое осмысление изучаемого материала, самостоятельное выражение мыслей.