1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Носова Е.В.Государственно-церковные отношения

Индекс материала
Носова Е.В.Государственно-церковные отношения
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Все страницы

    Е. В. Носова

Церковь и государство являются двумя сферами человеческого жизнебытия, взаимопроникающими основами гармоничного развития современного мира. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»,  говорится в Евангелии (Матф. 22: 21). Смысл государства в современном мире состоит в использовании государственной силы для поддержки и защиты справедливости и цивилизованных отношений, как в обществе, так и между народами. Хотя в религиозном понимании государственная власть является вторичной, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 6), издревле Церковь призывает мирское население ей повиноваться (1).
При этом на протяжении всей истории мы видим, что не всегда отношения между Церковью и государством складывались гармонично. В этой связи, для более глубокого изучения государственно-церковных отношений в Российской империи, важно рассмотрение конкретно-исторических ситуаций, а также анализ характеристик этой довольно противоречивой и многоплановой картины.
К моменту революции русское Православие представляло собой мощную идейно-административную силу. По официальным данным, к 1914 г. в пределах империи проживало 117 миллионов православных христиан; насчитывалось 1025 монастырей с почти 95 000 монахов. По сведениям на 1916 г., в стране было 77 727 церквей и часовен и 66 140 священников и диаконов. Уровень богословской науки никогда не стоял так высоко; реальными и убедительными были успехи миссии среди «непросвещённых» народов, не только на окраинах империи, но и за её границами – в Северной Америке и Японии. Особенностью цивилизационно-культурной экспансии русского Православия было формирование у «новопросвещённых» народов особой идентичности, иерархичной по своей сути:  их «национальное» не подменялось «русскостью», а просто «отступало» на нижние этажи самосознания, «уступая» верхние религиозным ценностям восточного христианства. Философ В.Н. Лосский так писал о сообществе православных народов: «религиозное и культурное различие не нарушает однородного характера этой духовной семейственности» (2) …



p8170012 .jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9273735