1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоских В.М.О христианском наследии в культуре Кыргызстана

Индекс материала
Плоских В.М.О христианском наследии в культуре Кыргызстана
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

 

 

Тянь-Шань - высокогорный регион, издревле осваивался как зона кочевнического скотоводства. В долинах Таласа, Чу и Иссык-Куля, являвшихся также зоной кочевых цивилизаций, издревле культивировалось как скотоводство, так и земледелие. Последние археологические работы Иссык-Кульской экспедиции, позволившие идентифицировать остатки затопленного городища со столицей усуней городом Чигу – на дне Тюпского залива Иссык-Куля – свидетельствуют о хозяйственном взаимодействии оседлых цивилизаций и кочевых обществ в регионе еще с первого тысячелетия до новой эры.
Особый интерес представляют духовные аспекты такого взаимодействия. В кочевой среде с ее шаманско-языческими представлениями и обрядами уже с начала первых веков новой эры появляются христианские миссионеры в его еретическом несторианском проявлении.
Древнейшие следы христианства на Тянь-Шане связаны, как известно, с его ранней формой ереси – с несторианством. Христианские несторианские надписи были открыты на Тянь-Шане в 1886 г. и впервые исследованы профессором Д.А.Хвольсоном и академиком В.В. Радловым. К настоящему времени обнаружено на Тянь-Шане более 700 несторианских эпиграфических памятников и четыре христианских архитектурных памятника средневековья: две церкви и два монастыря.
Известно, что Патриарх Константинопольский Несторий в первой половине V в. н.э. был осужден как еретик на Эфесском соборе 431 г. Его сторонники подверглись гонениям и из Византии через Сирию достигли Центральной Азии. Появились они и на Тянь-Шане. Бронзовые и нефритовые несторианские крестики, камни и керамические сосуды с их изображением обнаружены повсеместно как в долинных частях (в т.ч. на Иссык-Куле), так и высокогорных районах. Христианство начало проникать на территорию Кыргызстана с проникновением сюда согдийцев, несших земледельческую культуру и новую веру, с середины 1 тысячелетия н.э. Самым ранним памятником, расположенным на территории Кыргызстана является небольшая церковь VII-VIII вв., раскопанная Л.Р. Кызласовым в средневековом Суябе – столице тюркских каганов в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и монастырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего аборигенного кочевого населения.
Оседлая цивилизация проникла в кочевую среду, неся не только новый образ хозяйствования, новый образ бытия, но и новую идеологию, новую духовную культуру.



imga0645.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 23 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9279862