1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тема 3.2. Русское искусство XVII века.

  Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
1. Факторы, определившие развитие русского искусства XVII в.
2. Новые явления и тенденции в архитектуре и живописи XVII в.
3. Основные этапы развития архитектуры и их особенности.
4. Основные школы, направления и жанры в живописи. Новаторские традиции Симона Ушакова.

Семинарские (практические) занятия
Семинар 3.2.1. Этапы развития архитектуры XVII века.

1. Продолжение традиций XVI века, превалирование шатрового стиля.
2. Влияние европейской архитектуры . «Нарышкинское барокко».
3. Сближение форм культового и гражданского строительства. «Московское барокко».

  Семинар 3.2.2. Основные направления в живописи XVII века.
1. «Годуновская» школа, как «официальное» направление в искусстве.
2. «Строгановская» школа - новое художественное явление.
3. Возникновение портрета - парсуны.
Самостоятельная работа.

  Задание 3.2.1. Подготовиться к собеседованию по теме: «Русские художественные школы XV – XVII веков. 
  Литература.
1. Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.
2. Брюсова В.Г. Живопись XVII века. - М., 1994.
3. Горелов А.А. История русской культуры. Учебное пособие. – М., 2008
4. Древнерусское искусство. – СПб., 2004.
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983.
6. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X-XVII веков. М., 2007.
7. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.
8. Любимов. Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 2004.
9. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М., 2006.
  Термины и определения.
  «Бунташный век» - так называли современники XVII в. - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И.Болотникова и С.Разина), Соляного бунта (1648 г.), городских восстаний (1648-1650 гг.), Медного бунта (1662 г.) в Москве, восстания (1682 г. Хованщина) в Москве.
  Годуновский классицизм – условное название стиля русского искусства, связанного с деятельностью Бориса Годунова. Русские мастера этого времени ориентировались на «классический стиль» кремлевских соборов, построенных зодчими итальянского Возрождения: Успенского – А. Фиораванти, Архангельского – А. Новым, колокольни Ивана Великого – Боном Фрязиным. При этом воспроизводилась как общая композиция, отличающаяся рациональностью, ясностью плана и пропорцией фасада, строгой геометричностью форм, так и отдельные детали: ордерные и декоративные элементы, полуциркульные арки. К памятникам годуновского классицизма следует отнести старый собор Донского монастыря в Москве (1593), церковь Троицы в Вяземах – усадьбе Бориса Годунова (1598 – 1600).
  Голицинское барокко – художественный стиль московской архитектуры и декоративного искусства конца XVII – начала ХVIII века. Самым ярким и необычным памятником этого стиля стала церковь Знамения Богородицы в подмосковной усадьбе Голициных, селе Дубровицы (1690 – 1697). План церкви представляет собой центрическое решение, основанное на сочетании окружностей. В соединении с причудливым растительным рельефным орнаментом, превращающим эту постройку в некое подобие гигантской скульптуры, и удивительной красоты ажурной золотой короной взамен традиционной главы, дубровицкая церковь – пример уникального, нигде более не повторяющегося стиля.
  «Дивное узорочье» - термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов в архитектуре.
Нарышкинское (Московское) барокко - условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., характерными чертами которого являются ярусность, симметрия и равновесие масс, резной белокаменный декор.
  Обмирщение - социальное явление, связанное с преодолением монополии церкви в духовной жизни общества, с усилением внимания к человеческой личности 
  Парсуна (от лат. Persona – личность, лицо) – тип портретного искусства, в котором соединяются стилистические качества и приемы древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
  Строгановская школа живописи и ремесел – условное название оригинального стиля иконописи XVII века, названного по имени сольвычегодских купцов-меценатов Строгановых, в котором традиции древнерусского искусства и ярославской школы живописи – узорчатость, красочность – соединились с новейшим влиянием барокко – светотенью, тональной моделировкой объемов, перспективой, повествовательностью композиции. Строгановская школа приобрела широкую известность и стала символом нового европеизированного стиля русского иконописного искусства.

  В истории русского искусства XVII век завершает период средневековья и начинает переход к Новому времени.
На содержание русского искусства повлияли следующие тенденции:
- борьба светского и феодально-клерикального направлений;
- рост демократических тенденций;
- секуляризация;
- начало формирования русской национальной культуры;
- расширение культурных связей
с Западной Европой

  В литературе XVII века формируется светское демократическое направление. Появились первые записи устного народного творчества. Происходит значительная жанровая дифференциация (романтическая новелла, историческая повесть, бытовая повесть, сатира). Традиционный жанр жития переходит в новую форму. Получает распространение переводная литература. Большое внимание в литературе уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира. 
  Традиционный средневековый жанр жития переходит в новую форму. Это уже не повествование о святых подвижниках, а биография исторического деятеля. Наиболее талантливое из них «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением.
  Внимание к человеку характерно и для исторических сочинений XVII века. Историческое событие часто теперь служит темой для романтической новеллы.
  Ярким примером нового типа исторических повестей являются повести азовского цикла. Эти исторически достоверные повести («Повесть о взятии Азова», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», «Азовское сидение») производят большое эмоциональное воздействие на читателя именно показом внутренней силы русского человека. 
Полный социальными конфликтами XVII век вызвал к жизни демократическую сатиру, которая в основном создавалась в среде посадского населения, низшего духовенства. Именно церковь становится объектом сатиры. В ряде произведений разоблачается лицемерие и стяжательство духовенства («Повесть о куре и лисице»), дается пародия на государственную власть («Служба кабаку»). Предметом сатиры являлись судебные порядки, продажность судей, взяточничество («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде».
  В XVII веке под влиянием Запада возникает русская рифмованная поэзия – силлабическое стихосложение, основоположником которого был С. Полоцкий.
  Развивается драматургия – возникают первые театральные постановки. Был основан первый придворный театр, где играли иностранные актеры спектакли на античные и библейские сюжеты. В 1675 году на сцене русского театра был поставлен балет. 
  В рассматриваемый период зарождается русская периодическая печать, Родоначальником ее считаются «Куранты» или «Вести», представляющие собой на первом этапе дипломатический документ, затем, явившийся основой первой русской печатной газеты «Ведомости».
  Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Становление светских жанров положило начало собственно художественной литературе.
  Общий отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. В архитектуре XVII века усилились светские мотивы. В строительстве церквей монументальность уступает место небольшим, но нарядным зданиям, построенным в шатровом стиле. И хотя церковь сопротивлялась этому, патриархом Никоном специальным указом был наложен запрет на такое строительство, предлагалось возвращение к крестово-купольному византийскому стилю, но и он не возымел особого действия. Продолжали возводиться не только шатровые церкви, но этот стиль использовался успешно в строительстве башен, например, Московского Кремля. Современники определили сущность нового типа архитектуры, назвав его «дивным узорочьем».
  В рассматриваемый период происходило сближение культового и гражданского строительства. В развитии архитектуры выделяют три этапа.
  Первый этап. Продолжение традиций XVI века, превалирование шатрового стиля.
Важнейшими памятниками этого периода были - Успенская (Дивная) церковь Алексеевского монастыря в Угличе, церковь Иоанна Богослова на Ишне. Шатровый стиль здесь отличался тем, что внутри шатры были отрезаны от интерьера храма сомкнутыми сводами, то есть носили чисто декоративный характер.
  Второй этап. Некоторый отход от шатрового стиля (запрет патриарха Никона). Подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Например, теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны. 
  Типичным для второго этапа становится небольшой храм - пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путинках (Москва), соборы Ростовского кремля. 
  Для храмов Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. 
  XVII век был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.
  Третий этап. Влияние европейской архитектуры на внешнее оформление зданий. Использование традиционных форм русского деревянного зодчества. «Нарышкинское барокко» Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность этих храмов дала основание определить стиль как барочный. 
Самый замечательный памятник этого архитектурного направления - церковь Покрова в Филях. Здание поставлено на высокий арочный подклет и окружено галереей с широко раскинувшимися лестницами. В архитектуре храма все подчинено симметрии, его силуэт строен и легок.

  Вместе с архитектурой переживает расцвет и преобразование монументальная живопись XVII века. Многочисленные храмы России расписываются фресками, своеобразие которых проявляется в том, что их создают похожими на произведения станкового искусства, как бы развешанные на стенах храмов. В сценах большое внимание уделяется многочисленным бытовым подробностям. 
  В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же темперными красками, которые применялись иконописцами. 
  В живописи продолжает играть большую роль «Годуновская» школа, как «официальное» направление в искусстве, ориентированное на каноны творчества А.Рублева Продолжается поиск новых средств выражения путём обращения к разным источникам: византийским, западноевропейским, используется отражение собственных впечатлений от живой натуры. Большое место занимает ювелирное искусство черни по золоту в украшении икон («Троица»), жемчужная пелена («Крест на Голгофе»).
  Особую роль в искусстве XVII века играет «Строгановская» школа, как новое художественное явление, отличающееся непревзойденным изяществом и утонченной изысканностью рисунка. Для нее характерно отражение тревоги и мук своего времени, изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси, присуще миниатюрное письмо, изысканность цвета. Наиболее известные художники этой школы и их труды: П. Чирин « Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», И. Савин «Богоматерь Владимирская с восемнадцатью клеймами».
Русская иконопись второй половины XVII века связана с именем художника Симона Ушакова, Основными принципами его творчества было сочетание старых традиций с новыми исканиями, эстетическое сближение портрета и иконы.
Иконы Ушакова постепенно утрачивают необходимые элементы религиозно-мистического символизма. Он отстаивал в теоретических сочинениях право художника изображать реальную жизнь.
  Сочетание старых и новых тенденций особенно заметно в иконе Симона Ушакова «Троица». Взяв за основу старую иконописную схему композиции, художник, стремясь показать божественную сущность своих персонажей, обильно покрыл их одежды золотыми линиями, уделив большое внимание и золотому фону, на котором разворачивается действие. Лица и руки ангелов переданы, однако, так объемно, как их не изображали до сих пор. В построении композиции художник применил некоторые элементы прямой перспективы, незнакомой старым русским мастерам. В форме здания, помещенного на заднем плане, ясно ощутимы черты архитектуры Возрождения, известной, очевидно, Ушакову по тем гравюрам, которые распространялись в это время.
Ушаков был одним из главных художников Оружейной палаты, которая в XVII веке становится основным художественным центром страны. Она приобретает исключительное значение как школа, занимающаяся подготовкой высококвалифицированных мастеров живописи и прикладного искусства.
  Для русских художников этого времени характерен интерес к изображению реального человека, его индивидуальных черт. Портрет - первый светский жанр в древнерусской живописикоторый сложился в XVIII столетие. В портретах, называемых в это время парсунами, живописцы стремятся к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимы старые иконописные черты. 
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. Художники, изображая царя и бояр, создают парадные композиции, идеализируют образ, возвеличивая портретируемого.
  Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. 
  В области прикладного искусства большое внимание уделялось окладам икон, создавалось много оригинальных художественных предметов роскоши, пользующихся большим спросом у феодальной знати (шитье, резьба по дереву, украшения из различных металлов).
  В «бунташный» XVII век завершилась история русской средневековой культуры и зародились элементы культуры Нового времени, для которых характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.