1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков

  Раздел 3.
  Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства на рубеже XV – XVI веков.

1. Создание централизованного российского государства и своеобразие развития искусства.
2. Особенности развития архитектуры: введение планировки городов, создание целостных архитектурных ансамблей, возвращение к шатровому стилю.
3. Рост национального самосознания и его проявление в живописи – сюжеты мировой, русской и военной истории.
4. Продолжение развития книжной миниатюры и ее значение в первопечатных изданиях.

  Семинарские (практические) занятия

  Семинар 3.1.1. Формирование общерусского искусства.
1. Образование русского централизованного государства и формирование общерусского архитектурного стиля.
2. Темы всемирной и русской истории в живописи XVI века.
3. Первые русские датированные печатные книги и их художественное оформление. Книжная миниатюра.
  Самостоятельная работа.
  Задание 3.1.1. Составить структурно – логическую схему на тему «История искусства России XVI века» по следующим параметрам:
1. Особенности русской живописи XVI века.
2. Художественные школы XVI века.
  Литература.
1. Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.
2. Древнерусское искусство. – СПб., 2004.
3. Горелов А.А. История русской культуры. Учебное пособие. – М., 2008
4. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины ХУ1 века. М., 1980.
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983.
6. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М.: Наука, 1970.
7. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X-XVII веков. М., 2008.
8. Любимов. Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 2004.
9. Неклюдова М.Г., Ракова М.М. История русского искусства. Т.1. М., 2009.
  Термины и определения.
  Аскетизм – религиозно-этическое учение, проповедующее подавление потребностей человека и «умерщвление плоти» для достижения нравственного совершенства.
  Еретические движения – течения в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины.
  Иосифляне – церковно-политическое течение в России конца XV — середины XVI века, идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковное землевладение.
  Общерусские летописные своды — памятники литературы, излагавшие историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения и включавшие в свой состав летописание различных феодальных центров средневековой Руси
  Секуляризация — 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность государственную; 2) освобождение от религиозного и церковного влияния в общественной и умственной деятельности в художественном творчестве.
  «Москва - третий Рим» — теория, по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (первого и второго Рима) связывалось с их изменой «истинному христианству». Сформулирована Филофеем – монахом псковского Елизарова монастыря.
Во второй половине XV - первой половине XVI века завершается процесс объединения русских земель в единое государство.
Начало формирования идеологии единого Московского государства относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462—1505 гг.) и его сына Василия (1505—1533 гг.). Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий, — идеи богоизбранности и независимости Московского государства. С венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Идеал правления — неограниченная монархия, где власть санкционирована Церковью.
  Своеобразие культуры русского централизованного государства конца XV - XVI веков определялось:
- преодолением феодальной раздробленности и созданием единого российского государства как феодально-крепостнического;
- утверждением понятия «Россия», которое входило в обиход постепенно по мере складывания российского централизованного государства;
- формированием общерусской культуры, многие черты которой сохранились и в последующие века.
  Параллельно с формированием политической теории Российского государства оформляется и идея о Москве как «третьем Риме»
В начале XVI века псковский игумен Филофей обосновал теорию о «Москва - третий Рим», в которой говорится об объективной закономерности возвышения Москвы. После падения языческого Рима, а затем Константинополя – «второго Рима», - Москва становится «третьим Римом», который будет стоять вечно. И Русь будет символом справедливости и величия духа.
В связи с этими идеями меняется дважды в этот период и герб России. В середине XVI века - Российский двуглавый орел, увенчанный царской короной и патриаршим клобуком, распластал крылья над необъятными Русскими просторами, обращая свой взор на Восток и на Запад. В конце XVI века в гербе России появляется «голгофский крест», что совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
Одновременно с этим происходит усиление светских и демократических элементов, что особенно ярко проявилось в еретических движениях, проникнутых антифеодальными и антицерковными мотивами и знаменующих начало борьбы против засилья церкви и ее идеологии в культуре.
  В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы и искусства в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. Демократические и патриотические идеи проявлялись в основном в русском народном творчестве. Фольклор этого периода характеризовался такими жанрами как героический эпос, историческая песня, в которой наибольшее внимание уделяется социальной и антифеодальной проблематике.
Фольклорный образ проявляется в литературе, живописи, скульптуре и др. формах искусства. Например, разнообразен царь Иван Грозный в народном фольклоре. В одних песнях он – герой, великий правитель, в других представляется его необузданный жестокий нрав:
  «Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь... 
Царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!».

  «А которой улицей ты ехал, батюшка, 
всех сек, и колол, и на кол садил».
В песнях о завоевании Сибири, бытовавших в основном среди казачества, главным героем является Ермак Тимофеевич - удалой и смелый атаман вольных людей, народный вожак. В его образе соединились черты героических богатырей русского эпоса с чертами народных предводителей, боровшихся против социальной несправедливости.
А когда же мы,
Ребятушки,
Да Сибирь покорим,
То за это нас
Ребятушки,
Царь простит, помиловаит,
Царь простит нас,
Ребятушки,
Всех пожаловаит».
  Интересны песни о героической обороне Пскова во время Ливонской войны. Потерпев поражение, польский король Стефан Баторий зарекается от своего имени и от имени своих детей, внуков и правнуков когда-либо нападать на Русь. 
Не дай, боже, мне во Руси бывать
Ни детям моим и не внучатам,
И не внучатам и не правнучатам!
  Русское летописание в XVI в. приобретает официальный характер, становится государственным делом. Создаются летописные своды, включающие предшествующие летописи, которые подвергались определенной обработке в политических целях. 
В летописании важное место занимает «Никоновский свод», вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. и подчиненный идее возвеличивания власти царя.
На основе «Никоновского свода» была составлена иллюстрированная всемирная история – «Лицевой летописный свод». Особое место занимала «Книга Степенная царского родословия». В оформлении летописей важное значение играла книжная миниатюра, очень часто графическая. Например, в «Лицевом летописном своде» можно увидеть такие миниатюры: «Умирающий Василий III благословляет сына Ивана», «Казнь бояр при Иване Грозном», «Осада Казани Иваном Грозным» и др. Впоследствии многие изображения на миниатюрах летописей использовались в росписях некоторых зданий. Например, Центральный ансамбль Московского Кремля расписан по изображению на миниатюре из «Царственной книги» середины XVI в.
Удивительные миниатюры характеризуют и другие жанры литературы такие, как повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая Эразма, «Домострой» Сильвестра.

  В XVI в. была создана московская государственная типография и в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем был выпущен «Апостол» - первая русская датированная печатная книга, через год издается «Часослов», а к концу XVI века их учениками – около двадцати книг, все церковно-религиозного содержания.
У истоков старопечатной орнаментики, стоит школа Феодосия Изографа, занимавшая ключевые позиции в русском книжном искусстве первой половины XVI века.. Характерной чертой этого стиля является «сочетание черно¬белых клейм с нововизантийским обрамлением и своеобразными элементами разделки: тонкотравным орнаментом, кленовыми (виноградными) листьями, полосами двойных и тройных лепестков, акантовым вьюнком, колючим трилистником».

  В рассматриваемый период начинается грандиозное строительство, в котором принимали участие лучшие итальянские зодчие, познакомившие русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Делаются попытки определения общей планировки городов с крепостными сооружениями – целостными архитектурными ансамблями. В храмовое строительство стали внедряться чисто русские формы и в первую очередь шатровый стиль, порвавший с традиционным византийским крестово-купольным типом храма.
  Широко разворачивается строительство Москвы при Иване III. В 1475-1479 годах строится Успенский собор Московского Кремля. Для его создания был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, В возведении Успенского собора сохранились многие черты традиционной русской архитектуры, а также введено много элементов ордерной архитектуры итальянского Возрождения. 
  В 1484-1489 годах был создан псковскими архитекторами, славившимися своими высокими строительными навыками, второй большой кремлевский собор - Благовещенский. Он служил дворцовой церковью русских царей. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры.
Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505-1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Его архитектура близка Успенскому собору, но его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами.
XVI век был периодом расцвета крепостного зодчества. Во многих городах и при монастырях строятся крепостные стены. Возникают новые крепостные сооружения в самой. Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. При постройке крепостей широко используется в качестве образца архитектура Московского Кремля. Как и там, башни разного назначения отличаются своим видом друг от друга и равномерно распределяются по всему периметру стен.
  К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней шатровые деревянные церкви, являющиеся самым совершенным созданием русской деревянной архитектуры. 
  В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Самым выдающимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском. В этом же стиле в вотчине Бориса Годунова (с. Красное), была поставлена удивительная церковь в честь Богоявления (Крещения) Христова 
В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Летопись свидетельствует, что его авторами были два архитектора - Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общенародное значение.
Одновременно со строительством шатровых храмов продолжалось возведение традиционного типа пятиглавых церквей, для которых образцом обычно служил Успенский собор Московского Кремля.
  Расцвет живописи конца XV - начала XVI века связан с творчеством замечательного художника Дионисия. Почти через полстолетия после Рублева он развивал в своем творчестве те гуманистические идеи, которые так блестяще выразил его гениальный предшественник. 
  Для Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1482 году Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия» Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы, ее поза - все служит тому, чтобы подчеркнуть величественность образа.
  Самой замечательной работой Дионисия могут по праву считаться его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал вместе со своими сыновьями
Радостное чувство пронизывает все фрески Дионисия, где Мария прославляется (Покров, Собор Богоматери, О тебе радуется) или выступает как заступница за людей (Страшный суд), где рассказывается о чудесах, совершенных ее сыном. Радостный колорит создается чистыми, яркими, но вместе с тем нежными красками, присущими только Дионисию. Следует отметить, что Дионисий впервые в истории развития русской живописи ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности художник достигает, передавая движение персонажей, их жесты.
  В XVI веке Дионисию подражали, его копировали, но никто из его последователей не достиг той же силы в передаче настроения, внутренней эмоциональности образов. 
  В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из русской истории. Для икон XVI века, особенно тех, что были написаны в середине столетия в годы царствования Ивана Грозного, характерны сложные символические композиции, которые определяют понятием «иконы-притчи» («Видение Евлогия», «Лествица райская», «Притча о слепце и хромце»), в которых представители духовенства не всегда оказываются положительными персонажами. Евлогий видит во сне ангелов, покровительствующих одним монахам, а других порицающих за стяжательство. Монахи расхищают монастырские богатства, подобно слепцу и хромцу, крадущим плоды сада. Монахи поднимаются по лестнице, которую им указывает Иоанн Лествичник, на небо, но не все достигают его. 
В иконописи конца XVI века получило распространение своеобразное направление - так называемая «строгановская» школа. К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий, творчество которых будет рассматриваться в следующей лекции.