1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Раздел 1. Тема 1. 1. Введение в курс «История Отечественного (русского) искусства».

Дисциплина «История Отечественного искусства» для группы ГИ-1-11.
(Учебно-методические материалы)

Преподаватель Харченко Н.А.

Раздел 1.


  Тема 1. 1. Введение в курс «История Отечественного (русского) искусства».
1. Предмет курса «История отечественного (русского) искусства.
2. Основные понятия и функции искусства.
3. Классификация видов искусства.
4. Этапы рассмотрения истории русского искусства
Семинарские (практические) занятия
  Тема 1.1.1. Происхождение искусства на Руси как особого феномена в истории культуры.
Вопросы:
1. Основные исторические эпохи и видоизменения идейных и эстетических основ в искусстве.
2. Язычество как духовная первооснова русского искусства.
3. Памятники искусства славянской древности.
  Тема 1.1.2. Знаки и символы в русском искусстве. Вопросы:  
1. Эстетико-художественный и семиотический методы изучения искусства.
2. Основные артефакты русского искусства.
3. Символы Руси в творчестве художников.
Самостоятельная работа.
Тема 1.1.1. Основные группы исторических источников изучения искусства.
1. Определить основные группы исторических источников изучения искусства.  
2. Выбрать одну из групп, проанализировать и сделать краткий обзор.

Литература.
Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература. 1991. №1. С.3-20.  
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2006.
История искусства России. М., 1993.  
Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.

Фоновые материалы 
  Программа дисциплины «История Отечественного (русского) искусства» предусматривает последовательное изучение истории отечественного искусства, понимание закономерностей его развития, знакомство с его величайшими памятниками и с творчеством крупнейших мастеров, что является необходимой предпосылкой серьезной, осмысленной работы историка. Глубокое знание художественного наследия помогает историкам расширять запас исторических сведений, так как искусство неотделимо от интеграции с дисциплинами всего исторического цикла, способствует и расширению кругозора в овладении профессиональным мастерством историка. 
В процессе изучения дисциплины студентами предполагается:
- рассмотреть сущность отечественного искусства и особенности его исторического развития;
- познакомиться с основными понятиями в области различных видов искусства, главными школами, стилями и направлениями и жанрами;
- проанализировать искусство как отражение процесса исторического развития человечества.
Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «Искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Это и одна из универсальных форм отображения, выражения, оценки или познания явления, а не его собственное бытие.
Сегодня уже общеизвестно, что понимание развития искусства как прогресса не является правомерным. Неопровержимым есть и то, что определенные периоды его иногда не совпадают с общим развитием общества, причем это касается как отдельных видов искусства, так и художественного - производственного процесса в целом. И вдобавок высочайшая сложность состоит и потому, что произведения искусства прошлых эпох дают нам настоящее эстетическое наслаждение и определенной мерой выступают как норма, символ.
История искусства – это изучение происхождения и развития художественной деятельности человека. Искусство, как и каждое социальное явление, имеет свою историю, которая начата наскальными изображениями животных, ритуальными танцами и пением, каменными идолами и т.п. Длится и обогащается она и поныне. Историк искусства И.- И. Винкельман, создав «Историю искусства древности» (1764), заложил в своем произведении идею понимания искусства как общественной деятельности большого значения, как выражение существенных и глубинных взглядов народа.
Предмет изучения истории искусства - это, в первую очередь, артефакт, отдельно взятое, конкретное явление искусства. Оно должно быть понято как самодостаточный феномен - и вместе с тем необходимо соотнести его с контекстом эпохи и культуры в целом. Н., храмы Святой Софии в Новгороде, Киеве, Полоцке.
Артефакт - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Много произведений искусства являются артефактами ушедшей исторической реальности. За время своего существования Россия накопила огромное количество артефактов искусства, которые способствуют не только изучению истории искусства, но и всей русской истории и культуры. Например, суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы - все это формировало основы русской культуры, что можно увидеть на картинах русских художников: И. Левитана «На Волге», Саврасова «Степь днем», И. Шишкина « Утро в сосновом бору», архитектурные памятники, свидетельствующие о культуре и искусстве различных периодов русской истории и др.
 Функции искусства.
Основу функций искусства предопределяет исторический фактор, ведь функции искусства возникают и определяются в течение всего развития цивилизации в связи с формированием новых нужд и особенностей поведения человека. 
Древнегреческий философ Аристотель четко выделил три основных функции искусств:
- познавательная;
- воспитательная;
- эмоционального влияния.
В философии Платона и Гегеля искусство считалось низшей формой познания истины, проявлялось недоверие к познавательным возможностям искусства. Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества
1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника.
2. Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности.
Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:
• отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);
• утешающий;
• способствующий духовной гармонии человека (собственно компенсаторный).
Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.
3.Познавательная (искусство как знание и просвещение). Способность человека через искусство познавать действительность, изучая источники, определяя их истинность и достоверность. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли..
4. Коммуникативная (искусство как общение) связана очень с сигнификативной (знаковой) и информационной функциями. На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).
5. Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактикой, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее, и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.
6. Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.
7. Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды.
В своих произведениях искусство несет людям красоту, украшает жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей.
Свобода, присущая искусству, мастерство художника доставляют наслаждение, вызывая восхищение его творческим освоением мира
8. Информационная (искусство как способ информации). Язык искусства понятнее, метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально и эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык, поэтому информативные возможности художественного языка шире и качественно выше. Разные способы сообщения информации средствами искусства используются в культуре всех народов с начальных исторических этапов.

Классификация видов искусства.


  Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.). Пространственные или пластические виды искусств: - изобразительное искусство; - декоративно – прикладное искусство; - архитектура; - фотография. Временные или динамические виды искусств: - литература; - музыка. Пространственно - временные виды искусств: - хореография, - театральное искусство; - киноискусство.  

  Этапы рассмотрения истории русского искусства 

• 1. IX – первая половина XIII века;

• 2. Вторая половина XIII – XV вв.;
• 3. Конец XV – XVI вв.;
• 4. XVII век;
• 5. XVIII век;
• 6. XIX – начало XX века;
• 7. XX век. Советское искусство;
• 8. Искусство постсоветского периода.