1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.М. Калинина. «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» И СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА


«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» И
СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА

Н.М. Калинина,
Кыргызско-Российский Славянский университет,
г. Бишкек

  Во введении к «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватская написала следующие слова: «…следует заранее ожидать и приготовиться к отрицанию этих учений. Никто, назы-вающий себя учёным в какой-либо области точной науки, не позволит себе серьёзно рассматривать эти учения. Они будут осмеяны и отвергнуты a priori в этом столетии, но только в этом. Ибо в двадцатом столетии нашей эры учёные начнут признавать, что Тайная Доктрина не была вымышлена или преувеличена, но, напротив, просто набро-сана…». И далее: «Указанный ключ должен быть повёрнут семь раз, прежде чем вся система будет раскрыта. Мы сделаем лишь один поворот и тем позволим глазу непо-свящённого заглянуть в тайну. Счастлив тот, кто поймёт всё!» [1, с. 44 – 45].
  Для того чтобы зёрна дали богатые всходы, почва, в которую они будут посеяны, должна быть соответствующим образом подготовлена. Другими словами, для того что-бы в системе начался процесс самоструктурирования, должна быть подготовлена само-организующаяся среда. В XIX в. такой средой должно было стать накопленное к тому времени научное знание. Однако известно, что это знание развивалось на базе класси-ческой физики, в основе которой лежала механическая картина мира. Потому естест-венно, что «Тайная Доктрина», насквозь пронизанная идеями эволюционизма, которые мы сейчас связываем с такими понятиями как целостность, цикличность, фракталь-ность, самоорганизация, иерархичность, самоподобие и т.д., не могла быть воспринята научным сообществом в то время, когда наука многого ещё не знала о строении веще-ства, когда в неё ещё не вошли такие понятия как открытость, нелинейность, неустой-чивость и многое другое. 
  Тем не менее, рассматривая с современной точки зрения период, предшествовав-ший появлению «Тайной Доктрины», можно с уверенностью сказать, что зёрна всё-таки упали на подготовленную почву. Такой почвой стали многочисленные достижения в области термодинамики, физической химии, математики, которые явились предшест-венниками неклассической науки, основным предметом изучения которой стала физика состояний. К тому времени уже была разработана неевклидова геометрия (Лобачев-ский, 1826), сформулирован закон сохранения (Майер, 1842) и превращения энергии (Джоуль, Гельмгольц, 1847), даны формулировки первого и второго начала термодина-мики (Клаузиус, 1850), введено понятие диссипации энергии (Кельвин, 1851), открыто явление автокатализа (Байер, 1857), введено понятие энтропии (Клаузиус, 1865), Мен-делеевым открыт Периодический закон (1869) и разработана периодическая таблица элементов (1869), получил статистическую трактовку второй закон термодинамики (Больцман, 1872), введено понятие потоков энергии (Умов, 1874), сформулирован закон смещения химического равновесия (Ле Шателье, 1884), введены представления об ак-тивных молекулах, энергии активации (Аррениус, 1884-1887) и др. В 1884 г. Вант-Гоффом была построена качественная картина теплового ускорения реакции и возник-новения взрыва. В 1886-1888 гг. было выведено уравнение скорости автокаталитиче-ских реакций (уравнение Оствальда — Коновалова), спустя несколько лет были зало-жены основы теории цепных реакций (Бах, 1897 и Шилов, 1905). Дальнейшее развитие эта теория получила в работах акад. Семёнова и его школы в 1950-е годы ХХ в.
Все эти принципы, законы, теории, сформулированные первоначально для закры-тых равновесных систем, в настоящее время активно используются при изучении про-цессов самоорганизации и эволюции открытых сложных нелинейных систем.
  Следует отметить также относящиеся ко второй половине XIX в. такие достиже-ния в области математики как разработка теории бесконечных множеств (Г.Кантор) и внедрение комплексных чисел и функций в область математической физики. Как из-вестно, в 70-е гг. ХХ в. именно эти идеи были использованы Б.Мандельбротом при раз-работке нового направления в прикладной математике – фрактальной геометрии. Ко-нечно, развитие этого направления стало возможным благодаря появлению компью-терных технологий. Но и в настоящее время одно из множеств, получившее название «пыль» Кантора, приводится как классический пример объекта с дробной размерно-стью. 
  Понятие фрактальности, отражающее такие характеристики системы как неглад-кость («дырявость»), иерархичность, самоподобие, наследственность, легко узнаваемы в описании Эволюции Человечества и Коренных Рас в «Тайной Доктрине»: в каждой Манвантаре имеются семь Кругов, каждая Коренная Раса имеет семь суб-рас; каждая суб-раса, в свою очередь, имеет семь ответвлений, а «малые племена, ветви и ответвле-ния последних бесчисленны» [2, с. 502–503].
  Идея фрактальности легко узнаваема и в учении о Монадах. Бесчисленные Ие-рархии разумных Ego, сознательных или бессознательных, «самопознающих» и «по-знающих Существ», могут быть представлены как множества множеств, тонко пере-плетённых между собой и воздействующих друг на друга. Фактически вырисовывается образ сложной целостной системы, образующейся из бесконечного множества дисси-пативных структур с фрактальной размерностью. В «Тайной Доктрине» употребляется очень созвучное этому образу понятие – монадические множества, или коллективные Монады [1, с. 252, с. 814–815]. Там же указывается, что в Природе различаются три от-дельные схемы эволюции, которые «сочетались и переплелись во всём до полной не-возможности расчленения», образуя, таким образом, единое целое. «Это планы Мона-дической (или духовной), Умственной и физической эволюции» [1, с. 256]. Каждая из этих систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами вы-сочайших Разумов, или Логосов [1, с. 256].
  В «Тайной Доктрине» жизнь рассматривается как Единая Форма Существования, проявляющаяся в «том, что именуется Материей, или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насы-щающей их всех» [1, с. 107].
  Идея необходимости иерархического устройства сложной целостной системы и, соответственно, проводников и посредников, обеспечивающих связь между различны-ми планами существования, легко узнаваема в современных работах по синергетике (С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева), в которых математически обосновывается необходи-мость тонкого согласования показателей нелинейности источника и среды для того, чтобы мог быть обеспечен бесконечно сложный спектр совместно построенных струк-тур. Для развития системы, то есть перехода её на более высокий иерархический уро-вень, необходимо, чтобы процессы протекали в режиме с обострением [3]. Такой ре-жим приводит к «встряхиванию» системы, позволяющему ей освободиться от наиболее инертных элементов, не способных развиваться с необходимой скоростью. И эта идея очищения через нагружение, испытания, преодоление красной нитью проходит через всё Учение: «Вперёд, вперёд, и только вперёд, и только быстрее, ибо в быстром полёте отпадают тяжкие частицы ненужных наслоений» [4, 307]. 
  Режим с обострением реализуется путём включения механизмов самоускорения (типа автокатализа, цепных реакций и др.). Благодаря этим механизмам система при-ближается к завершению цикла (точке бифуркации) с огромной скоростью. Но об этом же читаем и в Агни Йоге: «Век Майтрейи означает век ускорения. Разве не замечаете, как ускорился темп жизни. На что раньше требовались годы, месяцы, дни, совершается ныне во много раз быстрее. Так же убыстрилось и течение мыслей. За день можно про-жить год – так нагромождаются события. … То, что происходит на одном конце Земно-го шара, за считанные секунды становится достоянием всей планеты. Все эти факты – ступени приближения к скоростям и напряжению Сфер Высших» [5, 251].
  В 60-х годах XX-го века была создана математическая теория гистерезиса, хотя само явление было открыто несколько раньше. Понятие гистерезиса отражает свойство запаздывания реакции системы на действие приложенных сил. Причём характер реак-ции зависит от процессов, протекавших ранее в системе, то есть от её собственной ис-тории. Гистерезис проявляется в системах, обладающих свойством нелинейности. Это же свойство нелинейных систем узнаваемо и в «Тайной Доктрине»: «…превращения, через которые прошёл человек по нисходящей дуге – которая центробежна для Духа и центростремительна для Материи, – те, через которые он подготавливается пройти в будущем на своём восходящем пути, которые повернут обратно направление этих двух сил – именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным…» [2, с. 303–304].
  Из фрактальной геометрии хорошо известен метод приближений (итераций), ко-гда каждое последующее состояние рождается из предыдущего. Эта же идея присутст-вует в буддизме, теософии, Учении Живой Этики. Е.И.Рерих писала: «Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характе-ром частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. … Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих соче-таний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании» [6, с. 318]. 
Можно было бы привести ещё множество аналогий между идеями и образами, со-держащимися в Учении, и теми, которые известны нам из теории сложных систем и синергетики, однако ограниченный объём доклада не позволяет этого сделать. Извест-но, что синергетика как трансдисциплинарная методология не сразу была воспринята научным сообществом. Ее обвиняли в плагиате, в лженаучности, незрелости… Но сей-час можно с уверенностью сказать, что именно синергетический подход является одни из тех семи ключей к Эзотерическому Знанию, о котором писала Е.П. Блаватская.

Литература:

1. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т. 1. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2000.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое миро-видение. – М.: КомКнига, 2005.
4. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1962. Кн. III. Новосибирск, 1995.
5. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1966. Кн. VII. Новосибирск, 1995.
6. Рерих Е.И. Письма. Т. III (1935 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.


Статья опубликована в сборнике материалов IV Международной научно-общественной конференции «История человечества и её метаисторические корни», по-свящённой 75-летию Международного договора об охране культурных ценностей и Знамени Мира (Пакт Рериха от 15 апреля 1935 г.) и 180-летию со дня рождения Е.П. Блаватской, прошедшей 14-16 апреля 2011 г в Днепропетровске (Украина).

13.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8597520