1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.М. Калинина - ЭПОС «МАНАС» КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КЫРГЫЗСТАНА



Н.М. Калинина, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор техн. наук

По словам акад. В.С. Стёпина, прозвучавшим в одной из телевизионных передач, культура – это своеобразная программа, состоящая из множества подпрограмм, в своём единстве нацеливающая людей на то, как себя вести, как мыслить в определённых ситуациях. В моменты переживания кризисных состояний, которые всегда отмечаются активным вмешательством хаотических явлений в жизнь страны, народы обращаются к базовым ценностям, которые помогают синтезировать все эти программы в единое целое, придавая таким образом устойчивость культуре в целом. Каковы же эти базовые ценности? Это представления о смысле жизни, свободе, справедливости, ответственности, страдании, сострадании, справедливости, любви, вере и др. Эти ценности достаточно устойчивы, и пока они устойчивы, ими определяется тип жизни. Но в процессе развития человечества рано или поздно наступают такие времена, когда приходится переосмысливать даже базовые ценности, или, говоря языком философии, универсальные категории. В 2009 г. в лекции В.С. Стёпина, прочитанной в рамках V Российского философского конгресса, прозвучали слова, поддержанные его коллегами-философами: «Универсалии скоро взорвутся!» Это означает, что новые смыслы, вырисовывающиеся на философском горизонте, выходят за рамки существующих базисных ценностей и нацеливают человечество на будущие перемены. Осмысление базисных категорий – это задача философии. Если философия не занимается переосмыслением ценностей, она превращается в инструмент оправдания существующих ценностей, то есть в идеологию.
Современная научная картина мира, базирующаяся на системно-синергетическом подходе, во многом созвучна идеям и образам Учений Востока, рассматривающих человека в тесном единстве с Природой, Космосом. И возникает ощущение, что взрыв универсалий произойдет, скорее всего, в результате более тонкого переплетения этих Учений и философии науки. И тогда человечеству придётся принять учения о сложной природе человека, реинкарнации и карме, о множественности миров и о Космосе как Едином Целом. Все мировые Учения, в конечном счёте, говорят об одном и том же, только нужно пробраться сквозь толщу искажений, ставших результатом человеческого невежества и эгоизма.
В настоящее  время  проблема  выстраивания общенациональной идеологии выходит
на передний план не только в Кыргызстане, России и других странах бывшего Советского Союза, но и в странах Европы, Азии, Америки – везде, где есть проблема многонациональности и, соответственно, мультикультурности. Современное государство требует такой идеологии, которая в равной мере отражала бы универсальные ценности всех этносов, составляющих многонациональный народ страны. Обращение только к ценностям титульной нации всегда ведет к политической неустойчивости и межнациональным конфликтам. В Кыргызстане в настоящее время в качестве государственной идеологии предлагаются базисные ценности кыргызского народа, отражённые в эпосе «Манас». Таким образом, прочие этносы, составляющие многонациональный народ Кыргызстана, оказываются в роли маргиналов на поле действия этих ценностей. Поэтому, на наш взгляд, наступило время такого философского переосмысления ценностей эпоса «Манас», которое могло бы дать плодотворные практические результаты в области формирования единой нации – народа Кыргызстана.
Как известно, героический эпос «Манас» занимает исключительное место среди памятников материальной и духовной культуры кыргызского народа. В сюжете «Манаса» присутствуют разные пласты, отражающие многовековые сведения из жизни народа и взгляды не одного поколения. Один из них – сказочно-мифологический, связанный с историей рождения богатыря Манаса и той миссией, которую ему предстояло исполнить под руководством и при поддержке Высших Сил, олицетворением которых были сорок таинственных всадников и сказочные животные, сопровождавшие Манаса в ответственных сражениях.
В народных сказаниях и религиозных учениях рождение выдающегося человека, наделенного особой миссией, как правило, предсказывалось заранее и нетерпеливо ожидалось людьми, заинтересованными в исполнении этой миссии. Рождение сына-богатыря, которому будет покровительствовать Бог, было предсказано отцу Манаса в символическом сновидении, потрясшем его своей необычностью и красотой. Сам Манас, согласно сказанию, уже в раннем детстве познакомился со своими Высшими Покровителями (чилтенами), представшими перед ним в виде сорока всадников. Затем, по прошествии времени, когда Манасу исполнилось 15 лет, в необычном видении перед ним предстала картина из будущего: огромное, безбрежное войско, и впереди него – белобородый Вождь с золотым венцом на голове. Войско – это единый кыргызский народ, а Вождь – это он сам, Манас [1, кн. 1, с. 298]:
Мальчик закрыл глаза,
Вдруг привиделось ему:
Повсюду, куда хватал глаз,
Облачённые в тёмно-синее железо,
Множество воинов стоят.
С золотым венцом на голове
Какой-то белобородый стоит
Впереди этих войск.
Вождь, как центральное ядро организующейся структуры, наделяется огромной физической силой и духовной энергией – между ним и Высшими Силами устанавливается постоянная связь, канал, через который он черпает силы и знания. Однако потоки энергии по этому каналу направляются только тогда, когда сила Вождя используется для общего дела, а не в личных интересах. И Манас хорошо осознает это.
Известно, что огромная внутренняя энергия личности требует умелого её расходования. Герою, наделенному огромной физической силой, проще всего израсходовать свою силу на борьбу с врагом. Но если врага нет, а сил в избытке, возникает множество проблем, связанных с осознанием целей, на достижение которых может быть использована свободная энергия. В личности Манаса, отражающей менталитет кыргызского народа, постоянно присутствуют и борются две тенденции. С одной стороны, это непреодолимое желание проявить свою физическую силу, направляемую зачастую в отсутствие врагов на своих же соратников – тогда это Манас Кровожадный, а с другой – способность преодолеть свое раздражение, умение остановиться, попытаться понять причины поступков окружающих людей, то есть направить энергию не на внешнее действие, а на самосовершенствование. И тогда это уже Манас Великодушный.
Как известно из физики, системе проще всего направить избыток своей энергии по пути наименьшего сопротивления. Но Манас – Вождь, а не просто Герой; он должен быть терпимым и великодушным по отношению к своему народу. Поэтому ему постоянно приходится преодолевать самого себя, укрощать свои эмоции. Вот один из эпизодов, характеризующих борьбу между этими двумя противоположными аспектами личности Манаса [1, кн. 3, с. 377]:
Сдерживая ярость, как одурманенный стоит,
Не зная, как быть, лев твой Манас
Не мог умерить свой гнев, оцепенел, –
Кто же стоит так, как он?
Долго он неподвижно стоял.
Только потом ответил он…
С позиций современной науки – синергетики, кыргызский эпос представляет интерес в первую очередь в плане рассмотрения процесса духовной эволюции Манаса, через которого, как через «центральную клетку» – притягивающий и организующий энергетический центр – происходит и эволюция сознания всего кыргызского народа.
Синергетика говорит о том, что энергия не бывает ни доброй, ни злой. В добро или зло её превращают люди. В чём проявится свободная энергия – в грубой силе или в тонких внутренних построениях, зависит от широты сознания человека и степени востребованности его потенциальных возможностей. Творчество, создание памятников культуры, воспитание, образование, забота о братьях наших меньших, о родной земле – вот те цели, на которые должны быть направлены силы современного человека. И с этой точки зрения эпос «Манас» является замечательным источником мудрости кыргызского народа, из которого и в настоящее время может черпать духовные силы любой человек, стремящийся к самосовершенствованию и внутренней гармонии.
Слово «манас» в буквальном переводе с санскрита означает «ум», ментальную способность, превращающую человека в разумное и нравственное существо и отличающую его от простого животного. С точки зрения теософии, являющейся отражением Древней Мудрости Востока, манас – это высшее Я или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В эзотерическом смысле это буддхи-манас, или духовная душа, в противоположность его человеческому отражению – кама-манасу (животной душе). Источником манаса является махат, или «Мировой Разум». Манас – это «воплощённый Дух», «сын Мирового Разума». С одной стороны, Манас – это принцип, свойство, с другой же – сущность и индивидуальность, т.е. «Я». Манас – это «дух», небесное существо, божественное по сути своей природы, индивидуализированная мысль, которую теософы называют истинным Я человека, мыслящей сущностью, заключённой в клетку из костей и плоти. Это «бог», и всё же он обречён на бесконечный цикл воплощений, за каждое из которых он должен страдать. Вот как писала о Манасе Е.П. Блаватская: «Это, без сомнения, существо духовное, а не материальное, такие существа и являются перевоплощающимися Я, наполняющими ту совокупность животной материи, которую мы называем человечеством, и называются они «разумами» или манаса. Но стоит им раз попасть в эту клетку, то есть воплотиться, как суть их становится двойственной: иными словами, лучи вечного Божественного Разума, рассматриваемые как индивидуальные существа, принимают два свойства – это а) присущее им стремление вверх, и это свойство высшего манаса, и б) человеческая рассудочность, или животное мышление, возросшее в разумности благодаря превосходству человеческого мозга, именуемая низшим манасом, или умом, склонным к желаниям, кама-манасом. Первый стремится к буддхи, а второй притягивается вниз, к логову страстей и животных желаний» [2, с. 170]. У одних людей над всем доминирует высший ум (манас), у других господствует животная душа, проявляя самые звериные инстинкты. Человек и душа должны завоевать своё бессмертие, но сделать это можно, только осознав бога в себе, т.е. своё высшее Я.
Таким образом, духовное самосознание, Манас – продукт духовной души, а человеческое самосознание, манас – продукт интеллекта (физического тела). По словам Е.П. Блаватской, низшие принципы подобны диким зверям, а высший Манас – это разумный человек, приручающий или покоряющий их с большим или меньшим успехом [2, с. 760]. Поэтому недостаточно носить имя Манас, нужно еще и соответствовать его высшему значению. Вот как говорит об этом девушка-таджичка, будущая Каныкей, которой в силу ее арийского происхождения должен быть знаком настоящий смысл этого имени [1, кн. 2, с. 620 ]:
Если у киргизов ты – Манас,
То в Кыйбе я – Рабийга,
Оборвется твоя жизнь,
Напрасно прольется твоя кровь,
Особенным человеком, что ли, буду [тебя] считать
Только из-за того, что имя твоё Манас?
С тем, что сказал, разве соглашусь?
Имя нукера моего тоже Манас,
Имя сподвижника моего тоже Манас,
Имя моего пастуха коров тоже Манас,
Имя лавочника моего тоже Манас,
Имя скотника моего тоже Манас,
Имя слуги на побегушках,
Прислужника моего, тоже Манас,
Что же унижаться мне
Только из-за того, что имя твоё Манас?
И только духовным сердцем можно увидеть в грубом богатыре истинного человека, его божественную сущность [3, с. 145]:
Таджичка нежною рукой
Его за шею обняла,
А он прижал её к груди
И, как ребенок, зарыдал.
И показалось ей тогда,
Что создан богатырь Манас
Из золота и серебра,
Из поднебесной высоты,
Из теплой доброты земли.
И светится он изнутри,
Как солнце утренней зари…
Согласно евангелию, апостолы на горе Фавор стали свидетелями Преображения Иисуса Христа, проявившего перед ними свою божественную сущность (которая и есть Манас, духовная душа). У Гёте в «Фаусте» есть сюжет, в котором тоже описывается чудесное преображение младенца, что ассоциируется с Манасом – божественной душой [4, с. 387–387]:
…Но внезапно я в пещере отзвук смеха слышу сзади,
Оглянулась, – мальчик скачет по родительским коленям,
С материнских рук к отцовским, – шутки, ласки, прибаутки,
Взрывы смеха, вскрики счастья в радостном чередованье,
Так что могут оглушить.
Голенький бескрылый гений, фавн без грубости звериной, –
Мальчик спрыгивает на пол, но его упругость почвы
Вмиг подбрасывает кверху, с двух и трёх прыжков малютка
Достаёт до потолка. …
Мальчик прыгает, как мячик, кверху на утёс с утёса,
И внезапно исчезает за обрывом крутизны,
Так что кажется погибшим. Мать рыдает, знать не хочет
Про отцовы утешенья, я плечами пожимаю.
Вдруг – какое превращенье! Не сокровища ль там скрыты?
Где достал он эту роскошь? В платье из цветов и тканей
Вдруг стоит пред нами он!
С плеч спускаются гирлянды, на груди повязки вьются,
Золотую лиру держит, и, как некий Феб-младенец,
Всходит он на край стремнины. Застываю в изумленье,
А родители в восторге обнимаются, смеясь.
Что над ним венцом сияет? Золотое украшенье?
Внутреннего ль превосходства проявившийся огонь?
Но в движениях ребёнка виден будущий художник,
Полный с детства форм извечных и преемственных мотивов…
В теософии и Агни Йоге говорится о том, что Манас, будучи неотделимо связан с высшими аспектами человеческой сущности (духом и духовной душой), называется Духовным Я и тайджаси (сияющим). Это и есть настоящая индивидуальность, или божественный человек. «Живём в трёх мирах. При жизни в физическом теле все три оболочки – физическая, тонкая и ментальная – принимают ярое участие в ней и развиваются и растут соответственно до своего полного и конечного оформления. Ведь каждая оболочка должна быть оформлена до конца и увенчана быть Красотою. Но до конца не оформлено даже физическое тело, то есть оно ещё не выразило собою принципа совершенной Красоты и Гармонии. Точно так же не закончена эволюция и других оболочек, хотя в процессе эволюции у некоторых духов астрал уже выполнил свою роль. Красота астрального тела у Духов Высших изумительна. Сияющи и ослепительны и прочие оболочки. Но Красотою и сиянием всех их превосходит тело огненное. Оформление тел – одна из сложнейших, труднейших и очень длительных задач эволюции человека. Следует помнить при этом, что все тела, кроме тела огненного, временны и усовершенствование и трансмутация их нужны для оформления именно огненного тела. Назначение человека в Космосе велико, и только в теле Света может он его полностью осуществить» [5, 320].
Теософия говорит, что Я при каждом воплощении получает новое тело, новый мозг и новую память. Память личности исчезает вместе со своим мозгом. Эта исчезнувшая память исчезнувшей личности не может ни помнить, ни фиксировать что-либо в последующем воплощении Я. Но такие неумирающие качества личности как любовь, доброта, милосердие, – присоединяются к вечному Я, запечатлевая на нём непреходящий образ божественного аспекта человека, жившего прежде. Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже блестящий интеллект выдающегося учёного и философа может быть очень далёк от духовности. Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке. Есть люди, которые никогда не используют высшие способности своего разума, а те, кто использует их, составляют меньшинство. Такие люди мыслят даже в этом высшем плане об обыденных вещах. «Привычка думать, используя высший разум, может быть развита, но только с очень большими трудностями, непоколебимой решительностью и исключительным самопожертвованием. Однако, это сравнительно легко для тех, кто родились с этим даром. Как же это бывает, что один человек видит поэтическое в капусте или свинье с маленькими поросятами, тогда как другой видит в самых возвышенных вещах их самый низший, наиболее материальный аспект, смеётся над “музыкой сфер” и издевается над самыми возвышенными концепциями и философскими идеями?» [6, с. 421].
Накануне Второй мировой войны Махатмами Индии было сказано: «Строй жизни настолько разобщился с Космическим Магнитом, что все порождения человеческие принимают формы чудовищные. Развитие сил пошло по руслу, направленному к разрушению. Так миллионы тёмных душ воплощаются – душ, утерявших связь с духом. Столько столетий множества душ устремлялись к явлению быта, но не Бытия, и жизнь направлялась этими вожделениями» [7, ч. 3, 323]. Строительство Нового Мира требует перерождения сознания, потому что только светлое растит светлое, только великим притягивается великое. Но слои надземные настолько сгущены примитивными человеческими желаниями и животными страстями, что лучи, пронзающие эти слои, должны быть утроены в своей силе.
С учением о перевоплощении тесно связано учение о Карме – законе причин и следствий. «Карма допускает известную степень свободы, но в пределах тех рамок, которыми она ограничивает человека. Нетрудно увидеть, что ограничения Кармы разрушить нельзя, как нельзя сбросить горб со спины горбатого, хотя бы он очень этого хотел. … Свободный выбор всегда перед человеком, но в пределах, дозволенных Кармой. Карма – хороший тюремщик. Заключённый имеет свободный выбор двигаться по камере или сидеть и выбирать те или иные мысли, но из камеры выйти не может. В этом кармическая свобода выбора. Конечно, это не что иное, как известный вид рабства. Освобождение от Кармы и её цепей состоит в порождении Кармы свободы, ибо от Кармы свободы или Кармы рабства никуда не уйти, но выбирать, вернее, порождать, можно любую. Когда Карма рабства исчерпывает свои энергии, начинается Карма свободы. Освобождение от Кармы рабства состоит в освобождении от желаний. Человек слишком много желает и слишком много потому находится в рабстве у своих желаний. Желать в обычном смысле бессмысленно, ибо каждое желание, будучи удовлетворяемо более или менее часто, теряет свою привлекательность и должно заменяться другим, столь же непрочным. Путь желаний неверный. В конечном итоге он ничего не даёт и приводит в тупик или пропасть. … Единственно чего можно желать – это исчерпать старую Карму и расплатиться с долгами. Процесс расплаты нелёгок. Долго тянутся цепи старой задолженности. Надо учиться спокойно платить, ибо другого выхода нет, если цель – освободиться» [5, 124].
В качестве основного долга по отношению ко всему человечеству теософия рассматривает полное признание равных прав и привилегий для всех, без различия расы, цвета кожи, социального положения, происхождения или вероисповедания. Этот долг не исполняется, когда «совершается малейшее посягательство на права другого – будь то человек или народ; когда мы хоть в какой-то степени неспособны проявить к нему ту же справедливость, доброту, внимание и милосердие, каких желаем для себя. Вся нынешняя политическая система построена на забвении этих прав и на самом яростном утверждении национального эгоизма» [2, c. 212]. Современная цивилизация «есть самое гигантское развитие эгоизма, которое когда-либо знал мир, и я могу уверить вас, что пятая раса уйдёт под громкие фанфары, и это будут не трубы войны» [2, с. 779]. Пятая (арийская) раса интеллектуально развита, но малодуховна. На смену ей должна прийти шестая раса, которой будут близки идеи всемирного братства народов. «Один за всех и все за одного – непреложный закон коллективной жизни людей. Можно его отрицать, можно его попирать, но избежать страшных кармических следствий его нарушения не сможет ни один человек. Каждый поступок и каждое действие, идущие против него, против всеобщего братства человечества, вызывают обратный удар, который обрушиваются рано или поздно на нарушителей. Откуда же тогда бедствия, болезни, войны, стихийные катастрофы и все те несчастья, которые одолевают людей? Откуда вымирающие народы и гибнущие цивилизации и развалины огромных, когда-то цветущих городов? Можно не признавать ответственности каждого человека за свою планету и судьбу её народов, но уйти от этой ответственности не может никто. За нарушение Закона Братства людей платят все без исключения» [5, 139].
В Учении говорится о том, что главная задача человека состоит в познавании окружающего его мира во всей его сложности и многомерности. Для этого человеку необходимо постоянно расширять своё сознание, совершенствуя и утончая познавательный аппарат, то есть своё физическое тело. «Осознание цели жизни является главной задачей человека. Без этого осознания жизнь его на Земле становится бессмысленной. И никакие старания и попытки найти выход из тупика желаемых результатов не дадут, пока не будут усвоены Основы, на которых зиждется сущее. Нет ничего в мире важнее этой задачи. Пока она не разрешена, цепи невежества и рабства люди не сбросят с себя» [8, 609].
Эпос «Манас» характеризуется как героический. В нём показано, в какой жестокой борьбе народ отстаивал свое единство и независимость, ведомый своим Вождём – Манасом Великодушным. Великая Душа на санскрит переводится как Махатма. Мы знаем Махатму Ганди, благодаря духовным усилиям которого народ Индии получил свою независимость. Теперь мы знаем и Махатму Манаса. Махатмы Индии, Тибетские Братья, в своем письме советскому правительству в 1925 г. назвали Махатмой В.И. Ленина, потому что, несмотря на все издержки большевистской политики, Ленин никогда не преследовал эгоистических целей и все свои силы направлял на освобождение простого народа от духовного рабства и невежества. «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию Общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения новых домов Общего Блага!» [Цит по 9, с. 120]. «Только глубокое осознание коммунизма даст полное благосостояние народам. Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма. Необходимо новое обстоятельство, которое введет их в русло истинной Общины. Таким всемирным обстоятельством будет принятие коммунизма Буддийским сознанием. Если Союз Советов признает Буддизм учением коммунизма, то наши Общины могут подать деятельную помощь, и сотни миллионов буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности. … Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина» [Цит по 9, с. 120].
Народам, составлявшим великую страну – Советский  Союз, пришлось совместно пройти через многие испытания, в которых закалялся дух человека. Была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция, были пережиты страшные годы братоубийственной Гражданской войны, был разгромлен фашизм, был объявлен преступлением культ личности Сталина. И во всех этих событиях проявлялась двойственная природа человека – одни бросались грудью на амбразуру, а другие писали доносы на своих товарищей. Совместными усилиями был совершен первый полет человека в космос. Был пережит Карибский кризис, поставивший мир перед угрозой третьей мировой войны. Но и в 1965 г., когда самые страшные события в жизни страны миновали, Махатмы – Великие Учителя человечества, в своих посланиях призывали многонациональный советский народ проявлять неусыпную бдительность и героизм, так как теперь наступило ещё более сложное в духовном отношении время – время преодоления своей низшей природы, дракона в себе: «Други, держитесь! Сейчас героизм духа нужен, как никогда. В Великую Отечественную войну великий героизм был явлен великим народом в борьбе с видимым врагом Родины вашей. Сейчас нужен героизм для того, чтобы его явить в борьбе с невидимыми врагами, которые очень активны. За каждым видимым потенциальным или явным врагом стоит невидимый враг. Их целые полчища. Полчища адовые устремились на Родину вашу и вдохновляют врагов всех мастей, скрытых и явных. Но Родина устоит и в этой борьбе и будет победной. Тьма наступает, но Свет впереди» [5, 63]. «Современным дугпа (тёмным силам) не очень трудна работа, стоит лишь сказать: “Как ты прекрасен!” – и плод упадёт. Но если замедлит, то дугпа нежно посоветует: “Отложи”. И так найдёт минуту, когда человек отложит и силу, и возможности. Конечно, остаётся третье излюбленное средство, а именно золото. Мы оберегаем лишь на правильном пути. Когда во тьме кто-то шатается, он выпадает из Луча» [10, 413]. «Ещё шевелится тьма, собирая для последней яростной битвы всех, кому суждено стать Космическим сором. Но рассеются тучи, развеется мрак, волны огня пройдут по планете, выжигая Космический сор, очищая её и готовя просторы земные для новой, чудеснейшей жизни. Новый Мир победит. Победа Родины вашей над тьмою есть символ победы Нового Мира над старым, есть залог и ручательство новых побед и конечного торжества Света и Правды над тьмою. Великое будущее суждено Миру, и Моя Страна, Родина ваша, внесёт бесценный вклад в построение Нового Мира. День победы отметим пониманием её для судеб мира. Великие жертвы, которые принёс великий народ, чтобы добиться победы, не были принесены понапрасну» [5, 124].
Все варианты эпоса «Манас» восприняты манасчи в состоянии транса, т.е. под воздействием неких сил из Тонкого Мира. Многим людям кажется, что все тонкие воздействия на ум человека могут исходить только от Бога. Но Махатмы многократно предупреждали об опасностях астральных контактов, ведущих к медиумизму, а зачастую и к одержанию. Только человек с чистым сердцем может воспринимать информацию с духовного уровня. Поэтому истинных манасчи за всю историю существования эпоса «Манас» было очень мало. Но именно в их вариантах даётся очень строгая и критичная оценка тем действиям, которые уводили народ и его Вождя с правильного пути.
В настоящее время медиумизм развит очень сильно. Мы все являемся свидетелями того, как активно проявляют себя различные специалисты по так называемой «науке Манаса», которые слышат «какие-то невидимые голоса», дающие различные указания, предназначенные для влияния на государственную политику. Такие же контактёры пытаются активно действовать и на территории России, Украины, вербуя в свои ряды духовно неустойчивых людей. В Учении говорится о том, что всё, что направляет человека на разрушение и разъединение – не от Света. Поэтому хочется надеяться на то, что народом Кыргызстана совместными усилиями будет принята общенациональная идея, основанная на истинных духовных ценностях героического эпоса «Манас», направленная на мир, дружбу, братство и процветание.

Литература:

1. Манас. Киргизский героический эпос. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. Публикация по варианту сказителя Сагымбая Орозбакова.
2. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
3. Байджиев М. Сказание о Манасе. – Б.: Фонд «Седеп», 2010.
4. Гете И.В. Фауст. – М.: Изд-во «Правда», 1975.
5. Грани Агни Йоги, т. VI, 1965. – Новосибирск: Предприятие «Алгим». Изд-во «ППК “Полиграфист”», 1995.
6. Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
7. Учение Живой Этики. Мир Огненный. М.: МЦР, 1995.
8. Грани Агни Йоги, т. XII, 1971. – Новосибирск: Предприятие «Алгим». Изд-во «Цэрис», 1997.
9. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К.Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. — СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.
10. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.

52.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8681513