1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тема 1.1. Предмет, категории и понятия истории мировой культуры. Методы изучения.

1. «История мировой культуры» в цикле общепрофессиональных дисциплин. 

2. Роль вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в изучении истории культуры.

3. Проблемы хронологии и периодизации истории культуры.

4. Основные методы изучения истории мировой культуры.

5. Типы и виды культурно-исторических источников.

Семинарское занятие.

Тема 1.1. Основные источники и методы изучения «Истории мировой культуры»

1. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников по истории культуры.

2. Роль вспомогательных исторических дисциплин  в изучении истории культуры.

3. Информационно-поисковые умения в изучении источников.

Самостоятельная работа.

Задание 1. Подготовиться к собеседованию: «Основные термины,  определения и категории дисциплины «История мировой культуры»        

Фоновая информация (лекция)

Культура как явление духовное связана с историей, философией, этикой, эстетикой, теорией права; как явление материальной жизни - с антропологией, этнографией, социологией, общественной психологией, этнопсихологией, демографией, семиотикой.

            Оба понятия «культура» и «история» ведут начало от классических  языков европейского происхождения: латыни - культура (cultura) и греческого – история (historia).

            Историческое развитие понятия «культура»:

1.      В переводе с латинского означает «возделывание», «обработка», «культивирование» почвы. С этой этимологической точки зрения культура то, что создано человеком. Но этот термин имеет и некоторый другой смысловой оттенок – «культ» - это почитание, поклонение.

2.      В последнем столетии до новой эры Марк Тулий Цецерон стал применять этот термин к понятию «духовность», т.е. непосредственно к человеку, его совершенствованию и воспитанию.

3.      В средние века человек обращается к Богу, старается жить по заповедям и канонам, сформулированным церковью и чаще употребляется термин «культ», а не «культура».

4.      В эпоху Возрождения провозглашаются гуманистические принципы. Человек становится центром Вселенной и возвращается античное понимание культуры: воспитание, развитие, духовное раскрепощение человека.

5.      В новое время, в эпоху Просвещения в идеях Самюэля Пуфендорфа (1632 – 1694 гг.) культура противопоставляется природному, естественному состоянию человека и на первый план выдвигается культ разума. Несколько позже  Жан-Жак Руссо,   И.Кант,   И.Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель ограничивали понятие  «культура» только областью духовной свободы. Марксисты рассматривали культуру в практической плоскости, а духовность как  результат этой деятельности.

6.      В XX веке историки культуры, социологи, культурологи (А. Тойнби, О. Шпенглер и др.) выдвинули теорию локальных культур, их возникновение, развитие и упадок, разложение.

В настоящее время определений понятия «культура» очень много. Американские ученые 

А. Кребер и К. Клакхон сделали попытку систематизировать их в несколько групп, выделив основные: описательные – сумма всех видов деятельности, обычаев, верований;  связывающие культуру с традициями, социальным наследием; определяющие и организующие образ жизни и др.

В зависимости от подхода, реализуемого тем или иным исследователем, изменяется и дефиниция понятия «культура»:

- совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества. (Этнографический подход. Т.Тайлор);

= «внебиологически выработанный способ деятельности». (Деятельностный подход. Э. Маркарян);

- система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю. (Аксиологический или ценностный подход);

- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. (Социологический подход);

- узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе. (Психоаналитический подход)

- высшее проявление человеческого духа, “реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств”. Идеалистический подход.  М. Хайдеггер)

- человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий. (Имагинативный подход. Я. Голосовкер)

В культурологии сложилась, основанная на традициях философии Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру главным образом как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как сфера духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства. Разделяя эту точку зрения, русский философ Н. Бердяев писал: «Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными условиями». Это говорит о том, что деление культуры на материальную и духовную достаточно условно. Таким образом, очень сложно говорить о единой концепции культуры. Наиболее сформированные из них - культура как другая природа, образованная человеком и сотворившая его, и культура как детерминанта поведения человека,  принятого в данном обществе и в данное время культурного образца.

Логичной и действенной в образовательном плане представляется концепция Э.А.Орловой, которая выделяет два уровня культуры: специализированный и обычный. Специализированный уровень делится на кумулятивный (где концентрируется наиболее ценный профессиональный социокультурный опыт, все ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь составляющих элементов, каждый из которых представляет собой результат склонности человека к какой-нибудь деятельности: политическая культура, правовая, философская, научно-техническая, художественная, экономическая культура и т.д.

Каждому из этих элементов "высокой" культуры соответствует элемент на обыденном уровне: политической - нравы и обычаи, правовой - мораль, философской - обычное мировоззрение, научно-технической - практические технологии, художественной - повседневная эстетика (украшение жилища, архитектура и т.д.), экономической - домашнее хозяйство.

На трансляционном уровне происходит обмен информацией, взаимодействие между кумулятивным и обыденными уровнями через связи: образование, где ценности каждого из элементов структуры транслируются последующим поколением и людьми различных возрастов, которые хотят их получить; средства массовых коммуникаций - телевиденье, радио, печать, интернет, где происходит взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями обыденной жизни, произведениями искусства, традициями, нормами и т.д.; социальные институты – учреждения культуры, парки, музеи, библиотеки, театры, где знание культуры и культурные ценности делаются доступными для широкой публики.

Предельно сжато даются энциклопедические определения:

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.                                                     (Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах). М., 1999. С. 116).    Культура – это определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. (Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов на Дону, 1997. С. 228-229.)

Понятие «Сущность культуры» на протяжении времени  определялось по разному, но почти всегда связывалось с мировоззренческой моделью мира. За основу берется природный фактор: природа – главное мировое событие, а человек – часть природы.  Начиная с XVII – XVIII вв., т.е. в эпоху Просвещения человека стали рассматривать в первую очередь не просто как разумное существо, но и обладающее возможностями познания и преобразования мира. 

При изучении истории мировой культуры  используются и основные методы научного познания.

Генетический метод,   исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Это может быть изучение культуры в целом или какой-то её части.

Синхронный метод, предусматривающий изучение событий, явлений, происходящих одновременно.

Диахронный метод, состоящий в выделении качественных изменений в ходе развития определенного явления.

Структурно-функциональный метод, направленный на выявление внутренней связи среди элементов изучаемого  объекта культуры.

Системный метод, изучающий объект с его основными чертами как единое целое.                                     

            Сравнительный (компаративный) метод,  примыкающий к системному и отмечающий определенную взаимосвязь повторяющихся событий, явлений с учетом их возможного взаимодействия.

Ретроспективный метод,  посвященный рассмотрению прошлого.

Метод актуализации, предусматривающий использование полученных историко-культурных знаний для последующей практической деятельности.

Кроме основных при изучении культуры используются и вспомогательные методы.

Палеографический метод, позволяющий определить какой эпохе, какой культуре и даже какому этносу принадлежит изучаемый памятник (материальные носители или орудия письма, форма письменных знаков, систем сокращений и т.п.)

Генеалогический метод, способствующий определению происхождения и родственных связей  исторических лиц.

Хронологический метод, изучающий последовательность исторических событий во времени.

«История мировой культуры» наряду с культурологией, философией, социологией входит в комплекс общепрофессиональных дисциплин и поэтому при исследованиях используются  специфические методы этих наук. Изучение истории культуры необходимо вести  в контексте общих проблем: культурологических (закономерностей функционирования, структуры и динамики, взаимосвязи и взаимодействия культур), философских  (бытия, сознания, общества, личности), социологических (социальные закономерности развития культуры, количественный и качественный анализ культурных явлений, выделение ценностных и деятельностных компонентов). Такой подход позволит объединить элементы культуры в систему и произвести анализ на различных иерархических линиях. Отсюда вытекают и основные принципы (культурно – исторический, целостности) и объективные законы (единства и разнообразия, преемственности, прерывности и непрерывности взаимодействия) в изучении истории мировой культуры.

В сферу культуры входят различные способы, средства человеческой деятельности и воплощенные в продуктах её результаты. Каждый вид деятельности состоит из специфических элементов: материальных, духовных, поведенческих, соединенных вместе для достижения какой-то цели.

Классификация сфер культуры по видам деятельности позволяет выделить: познание, труд, воспитание, управление и т.д., а конкретные виды деятельности сконцентрированы в специальных институтах – образовательных, воспитательных, культовых (церковь, мечеть), но они не могут быть изолированы друг от друга.

Определяются следующие функции культуры:

Функция освоения и преобразования мира. Она не одинаково развита в разных обществах и в разных эпохах.

Ценностная (аксиологическая) функция. Общепринятые убеждения, к которым должен стремиться человек.

Регулятивно – нормативная функция. Регулирование поведения людей в соответствии с установившимися  нормами, являющимися итогом многовекового общественного опыта, и соблюдение которых рассматривается как критерий человечности. Для разных  культур характерна неодинаковая степень нормативности, особенно связанной с традициями.

Коммуникативно-трансляционная

Сигнификативная функция. Обусловлена разумностью человека и заключается в создании знаковой системы действий. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, ценностей, правил. Основная система значений – естественный язык.

 Информативная функция. Разные способы сообщения информации, начиная с сигнальных (жесты, костры и т.п.), с изобретением письменности - передача информации на различных материальных носителях (глиняная табличка, папирус, бумага и т.д.), затем с помощью радио, видео –техники, компьютера.

Познавательная (гносеологическая). Способность человека познавать действительность. Изучение источников, их истинности. 

Деятельностная (праксиологическая).

Человекотворческая функция ( т.е. социализация личности). Воздействие культуры на процесс творчества (генерации) путем предоставления технологий (механизмов осуществления), норм ценностей и критериев оценки творческой деятельности.

Защитно-адаптивная функция, поддерживающая равновесие между человеком и окружающей средой.

Функция инкультурации. Усвоение элементов других культур.

Функция индивидуализации. Развитие способностей и личностных качеств в соответствии с природными данными, жизненным опытом и выбором пути.      

Компенсаторная (рекреативная) функция культуры. Компенсаторная деятельность человека (отдых, развлечения, восстановление энергетических затрат).

Игровая функция культуры. Игра как механизм «опосредованного целедостижения»

            К источникам изучения истории мировой культуры относят:

-          памятники материальной культуры, духовной жизни и искусства;

-          этнографические источники, то, что определяет особенности народов мира, проблемы их происхождения и расселения;

-          устное народное творчество (мифы, сказки, легенды, эпос, песни;

-          данные лингвистики: ономастика и топонимика (рассмотрение названий и имен как элемента человеческой культуры);

-          письменные источники;

-          эпиграфические источники – надписи на различных материальных носителях : камнях, стелах;

-          нумизматические источники – монеты, медали, дающие возможность изучать экономическую, политическую и культурную жизнь прошлых эпох.

Термины и определения

Аккультурация — процесс приспособления различных социокультурных групп или национальных культур друг к другу путем взаимного заимствования и усвоения тех или иных культурных явлений другой группы или народа.

Аксиология культуры — учение о ценностях культуры, определяющих направленность человеческой деятельности в сфере культуры.

Ареал (культурный) -  пространственная характеристика функционирования и развития культур.

Артефакт — термин, заимствованный из археологии, обозначающий любой искусственный объект, физический предмет, идею, образ, форму поведения, оценку и т.п.

Архетип – первоначальный образ, прообраз, который составляет основу общечеловеческой символики и служит питательной почвой творчески продуктивного вооброжения, форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К.Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип - это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.

Диффузионизм - направление в изучении культур, основной предмет исследований которого - заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

Идентификация (отождествление) - бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

Инкультурация (вхождение в культуру) - овладевание этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. 

Когнитивный стиль - понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я").

Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности.

Морфология культуры – одна из основных  наук  о культуре, изучающая типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и др. формы общественного бытия. Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др., стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до её смерти. Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обуславливается внутренней силой, действующей в самой культуре. Большой вклад в развитие данной науки внесли Брейзиг, Фробениус, Шпенглер,  Тойнби.

Функционализм - направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

 Литература

Основная литература ( Для всех тем дисциплины).

Всеобщая история мировой культуры. М.: Эксмо, 2009.

История и теория культуры: Курс лекций в 4-х кн. М., 1999. – Кн.1.

Кармин А.С. История культуры. М., 2000.

Культурология.  Бишкек, 2009.

Маркова А.Н. История мировой культуры. Учебное пособие. М., 2009.

Харченко Н.А. История мировой культуры. Учебно-методическое пособие в помощь самостоятельной работе студентов.  Бишкек, 2007.

Дополнительная литература. (Для темы 1.1.)

История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. - М., 1990.

Культурология: Основы теории и истории культуры. - Спб., 1996.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996.

Романов В.И. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991.    Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. - Л., 1990.                                          Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Юнг Г.К. Архетип и символ. – М., 1991.