1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Депортация и реабилитация народов в СССР в 20-80-е годы XX века.

altДепортация и реабилитация народов в СССР в 20-80-е годы XX века.
Исторические уроки: Материалы научно-практической конференции 3, 7 декабря 2010 г.

Вступительное слово академика В.М. Плоских

Уважаемые участники конференции! Прежде чем мы приступим к рассмотрению докладов, мне бы хотелось сказать несколько слов о проблеме депортации народов в Советском Союзе.
Переселение – это всегда трагедия, которая особо остро ощущается, если она осуществлена насильственным путем и многократно увеличивается, когда происходит депортация целых народов, где ломаются исторические корни и нарушается экономически-территориальный баланс. Подобные процессы навсегда остаются в памяти народа как наиболее трудный и кровавый период собственной истории. Анализируя историческое прошлое, современные государства постсоветского пространства, неизбежно должны отталкиваться от темных страниц недавней истории, доминирующим элементом которой является депортация народов, давая им объективную оценку, увеличивая смысловой политико-исторический понятийный аппарат.
В тоже время мы должны отметить, я думаю, этот вопрос будет рассмотрен на сегодняшней конференции, что объективная оценка исключает односторонние подходы к рассмотрению фактов государственного прошлого только с позитивной или только с негативной стороны. Исторический анализ депортации народов включает в себя исследование всей совокупности причин, приведших к национальной трагедии.
Синтезируя и обобщая все субъективные причины, приведшие к объективной трансформации населения Советского Союза во времена депортации, мы можем с уверенностью констатировать, что политика насильственного выселения и интеграции являлась логическим элементом государства, которое подавляло любое инакомыслие, в том числе в социокультурных и традиционных сферах самыми радикальными способами. Поэтому не удивительно, что сам процесс депортации проходил со всеми нарушениями, попирающими элементарные права человека, о чем свидетельствуют многочисленные факты, отраженные в архивно-документальной, публицистической и мемуарной литературе. Массовая депортация в дальнейшем привела к поэтапной реабилитации, растянувшейся на всю последующую историю советского государства, и отложила глубокий отпечаток на формирование национального самосознания и интернационального воспитания в регионах, куда выселялись депортированные народы.
Особой ценностью сегодняшнего демократического общества является то, что оно готово анализировать собственные ошибки прошлого, чтобы не повторить их в будущем.

 

 

Приветствие

президента Национальной академии наук КР

академика Ш.Ж. Жоробековой

Тема депортации и реабилитации репрессированных граждан вызывает интерес не только у историков, но и у многих современников по ряду объективных причин. Во-первых, массовая  политическая депортация коснулась большого количества людей, и поэтому эта тема продолжает волновать наше общество. История неразрывно связана  не только с человечеством, обществом, государством, но и с судьбами конкретных людей, и об этом нельзя забывать. Судьба каждого народа состоит из судеб отдельных людей, поэтому возвращение народу имен достойных граждан является важным вкладом в восполнение и сохранение социальной памяти.
Живая память о преступных насильственных переселениях миллионов людей десятков национальностей не могла не отягощать межнациональные отношения в СССР, служила одной из причин взаимного недоверия между народами. Существовавший в стране тоталитарный режим, огражденный рогатками цензуры, на словах проповедовавший интернационализм и дружбу между народами, на деле не разрешал касаться этой «запретной» темы.
Поэтому в научной литературе Советской страны до второй половины 80-х годов тема депортированных народов даже не затрагивалась. Перелом наступил лишь во второй половине 80-х годов в связи с изменениями в общественно-политической жизни страны.
В нашу республику в годы Великой Отечественной войны было депортировано  около  140 тысяч представителей народов северокавказского и закавказского регионов. Так, в 1943-1944 гг. были переселены в Кыргызстан в массовом порядке карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы с Северного Кавказа и турки-месхетинцы, курды  из Закавказья.
Депортация же других народов, в частности, советских немцев и корейцев, калмыков, крымских татар, проживающих в Кыргызстане,  еще требует своего изучения историками и обществоведами.
Известно, что подавляющее большинство  депортированных народов во второй половине 50-х годов – после официального осуждения новым руководством страны факта депортации народов, - вернулось на свою Родину. Однако значительная часть их представителей осталась в Кыргызстане, ставшем  для них второй родиной.
Основоположник  карачаевского языкознания У.Б.Алиев, ученый-педагог Д.Д. Мальсагов, великий танцовщик, всемирно известный М. Эсембаев, замечательный балкарский советский поэт К. Кулиев, прославленный председатель колхоза К. Хубиев, ученый-математик А.И. Баташев, государственный деятель Б.Х. Гогаев, – это далеко не полный перечень представителей депортированных народов, живших и продолжающих жить в Кыргызстане.
Представители депортированных народов продолжают жить  и трудиться в республике вместе с другими народами, создав к настоящему времени свои национально-культурные центры, ставящие целью объединение представителей нации, возрождение родного языка, ее культурных ценностей.
Среди них национально-культурный центр граждан Кыргызской Республики чеченской и ингушской национальностей «Вайнах», международная ассоциация  «Карачай Ата Журт», ассоциация турок и курдов и др.
Для нас было бы непростительным, если бы история депортации в Кыргызстан в 20-50-е годы ХХ века  десятков тысяч безвинных людей так и осталась не освещенной.
Мы понимаем, что не должно остаться «белых пятен» ни в истории вообще, ни в истории Кыргызстане  в частности, поскольку депортированных в республику народы оставили в ней свой заметный след, а многие  их  представители осуществляют деятельность преобразований в суверенном Кыргызстане.
Желаю Вам, дорогие участники конференции здоровья и успехов в дальнейшей работе.

 

Приветственная  речь

Советника Посланника РФ в КР Е.Е. Терехина

участникам международной научно-практической

конференции «Депортация и реабилитация народов в СССР

в 20 –80-е годы XX века. Исторические уроки»

Депортация репрессированных народов – это трагические страницы истории всего Советского Союза.
Полагаю, что авторитетный состав докладчиков нынешнего форума и сам факт научно-практического подхода к изучению событий тех лет позволит всесторонне и объективно рассмотреть вопросы репрессивной депортации и, что самое главное – сделать вывод о тех уроках, которые всем надо вынести из этой трагедии, уроки, так необходимые нам в современных условиях.
Велика была трагедия репрессированных народов. Как собственную боль ее приняли и народы тех республик, куда были депортированы сотни тысяч чеченцев, балкарцев, немцев и многих других народов, попавших под каток тоталитарной машины.
Представители старшего поколения, пережившего ужас репрессий, Великой Отечественной войны, наверняка напомнят нам о том, как народы Киргизии, сами находясь в крайне тяжелом положении, смогли обогреть своим сердцем, разместить в своих домах и действительно по-братски разделить последний кусок хлеба с депортированными, большинство которых были старики, женщины и дети. Именно здесь и проявился подлинный гуманизм наших народов.
Представители депортированных народов в дальнейшем смогли найти свою нишу практически во всех сферах жизнедеятельности Киргизской ССР, оказав содействие в формировании научно-технической и творческой интеллигенции республики, становлении ее промышленности и сельскохозяйственного потенциала. Убежден в том, что многие из присутствующих в этом зале могут назвать десятки фамилий преподавателей школ, техникумов и вузов, деятелей науки и культуры, простых тружеников, которые внесли значительный вклад в формирование многогранного потенциала будущего независимого Киргизстана. И сегодня в Киргизской Республике успешно работают потомки тех, кто мужественно пережил ужас репрессий и депортации.
Хочу особо подчеркнуть, что оказавшись перед лицом большой беды, люди не делили друг друга по языку и национальности, перед общей бедой возобладали здравый смысл, забота о ближних.
Убежден в том, что тема депортации актуальна именно сегодня, и не только потому, что подобное никогда не должно повториться. Главный вывод для каждого из нас – мы выжили именно потому, что были вместе.
На мой взгляд, главный исторический урок, который необходимо вынести из этих страниц нашей истории, заключается в необходимости обеспечения прав человека как высшей ценности любого общества. А это означает необходимость заботы о сохранении всего этно-культурного многообразия любой страны.
В нынешнем мире не должно быть места национализму, а тем более его агрессивным проявлениям, ксенофобии и другим подобным рудиментам пещерной психологии. Вместе мы победили фашизм, вместе мы построим и лучший мир для грядущих поколений.

 

А.Ч. Какеев, академик НАН КР

Сохранить дружбу, как один из главных

исторических уроков жестокой депортации народов.

Уважаемые участники международной научно-практической конференции «Репрессивная депортация народов СССР в 20-50 годы XX  века. Исторические уроки». Разрешите выразить искреннюю благодарность организаторам данного форума!
В глубокосодержательном выступлении Советника Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике Терехова Е.Е. был поднят ряд важных вопросов, среди которых, на мой взгляд, имеет особое историческое значение проблемы сохранения дружбы народов. Мне как непосредственному свидетелю депортации отдельных народов в Кыргызстане, в частности чеченов, карачаев, балкар в наше село Кегеты, навечно сохранились в памяти те страшные годы. Помню, как вселили семью депортированных балкар. Семья состояла из 4 человек: мама ЖЇзЇм апа, как мы ее звали, старший сын – Атлы, второй сын – Мухаммад и дочь Зина. Голод был страшный: ели корни лопуха, из листьев молодого клевера делали пирожки … Страшно вспоминать. Главное – они выжили. Они вернулись на Кавказ.
Когда я думаю о тех страшных годах, всегда удивляюсь тому, что люди были настолько добры друг к другу, что жили как братья. Меня радует, что, несмотря на трудную жизнь, люди сохранили дружбу.
Вот некоторые свидетельства. В своем письме член-корреспондент Российской академии естественных наук, зав. кафедрой философии КБГУ, доктор философских наук, профессор Эфендиев Салих Ибрагимович в адрес Председателя международной научно-практической конференции «Общечеловеческое и национальное в философии», доктора философских наук, профессора И.И. Ивановой и сопредседателя этой конференции Дж.А. Алтмышбаевой, кандидата философских наук, доцента кафедры философии науки КРСУ пишет о своих удивительных чувствах о людях Кыргызстана, о своей второй Родине – Кыргызстане. Не могу не привести отрывки из письма уважаемого профессора.
Профессор С.И. Эфендиев пишет: «Милая Жаныл Асылбековна, поздравляю Вас, а в Вашем лице всех женщин, организаторов этой конференции с женским праздником 8 марта… Душа моя, Жаныл, у меня защемило сердце, когда я увидел Ваше имя и фамилию, дело в том, что я хорошо знал Вашего отца Асылбека-ага, академика, выдающегося ученого философа с мировым именем. Когда-то он  поддержал меня, когда я защищал докторскую диссертацию по философии в Баку, и он написал отзыв на мою диссертацию и прислал телеграмму, поздравил меня с защитой. Для меня это осталось как память на всю мою жизнь, и я благодарен до сих пор ему и Вам отчасти за то, что Вы достойно продолжаете идеи и дела своего отца. Вы достойная дочь своего великого отца. Его доброту и отзывчивость я никогда не забуду.
Я выпускник Киргизского госуниверситета 1959 года. Мы жили, то есть я и мои родители, в Джалал-Абадской области Сузакского района в селении Тотья, где я работал завучем в средней школе имени Кирова селения Яр-Кишлак.
Передаю братский привет всему киргизскому народу, милому моему сердцу людей, среди которых прошло мое детство и юность.
Айнанайым алтын кыргызым!».

г. Нальчик, 8 марта 2007 г.

Из письма профессора С.И. Эфендиева хотелось бы особо подчеркнуть две мысли, сказанные, несомненно от души.
Во-первых, это высокая оценка научной деятельности академика А.А. Алтмышбаева и его удивительных человеческих качеств, как «выдающегося ученого-философа с мировым именем». К великому сожалению, у нас в республике научная, государственная, общественно-политическая деятельность академика А.А. Алтмышбаева еще не получила достойной оценки. Как говорится, «нет пророка в своем отечестве». Вот некоторые факты из жизни академика А.А. Алтмышбаева.
Академик А.А. Алтмышбаев сначала работал заместителем председателя Киргизского филиала АН СССР, затем вице-президентом АН КиргССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР и неоднократно депутатом Верховного Совета КиргССР. Академик А.А. Алтмышбаев был организатором Отдела философии и права АН КиргССР (1958 г.), который по его инициативе был преобразован в 1964 году в Институт философии и права на общественных началах. Академик А.А. Алтмышбаев говорил, «что в будущем слово «общественный», надеюсь, забудется, но сохранится название Институт философии и права». И он оказался прав, Институт философии и права существует и называется Институт философии и политико-правовых проблем.
Сегодня в Кыргызской Республике существует его философская школа, его детище – Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР. Как справедливо пишет Дж. Алтмышбаева, научные работы академика А.А. Алтмышбаева неизменно «вызывали большой общественный резонанс не только в Республике, но и за рубежом». Академик А.А. Алтмышбаев в период СССР был единственным философом Республики, направленный и проработавший профессором в течение года в Высшей партийной школе при ЦК партии трудящихся Вьетнама, в г. Ханой. Академик А.А. Алтмышбаев, где бы он ни работал, неизменно пользовался заслуженным уважением. Мы верим, что Институт философии и политико-правовых проблем по праву должен носить его имя.
Во-вторых, это благодарность профессора С.И. Эфендиева, как представителя народа, депортированного в Киргизию в годы тоталитаризма. Нельзя без волнения читать такие слова, как «передаю братский привет всему киргизскому народу, милому моему сердцу людей, среди которых прошло мое детство и юность. Айнанайым алтын кыргызым! (Дорогие золотые мои кыргызы!) «Извините за повтор, иначе не могу!» В ответ я говорю: «Великое спасибо, что помните кыргызский народ, Кыргызстан!» 
Когда читаешь эти строки, на память приходят слова другого нашего великого земляка, выдающегося ученого мирового класса академика М.Ч. Залиханова, Героя социалистического труда, депутата Госдумы ФСРФ. Михаил Чоккаевич в своей фундаментальной книге «Морщины Земли», Москва-Нальчик, 2005, пишет:

«… Все, что происходит с человеком в юности, он проносит с собой через всю жизнь. И спустя годы именно воспоминания о юности, о школьных учителях и друзьях кажутся одним из самых светлых.
Я пошел в школу в 1946 году. Село Ивановка, районный центр, имело по тем временам очень хорошую школу, с добротными традициями. Школьное здание построено было еще в 1905 году… Ну, а в то время, когда мне довелось сесть за парту, педагогический коллектив здесь был особенно сильным. Дело в том, что наряду с местными учителями некоторые предметы преподавали и специалисты высокого класса из центральной России, которые были высланы сюда в результате сталинских репрессий. (Подчеркнуто мною – А.К.).  
Директором школы был Иван Орефьевич Козлов, очень эрудированный, интеллигентный человек. Литературу и русский язык преподавала его супруга Лариса Александрова. Помню, ей очень нравилось, как я читаю стихи Пушкина и Лермонтова… Дом Залихановых и здесь в Киргизии, точно так же как и на Кавказе, славился гостеприимством. Друзья, родственники, знакомые часто приезжали в райцентр решать какие-то дела…
Вот так и закончились для меня школьные годы. Долгие годы потом мне снилась Ивановка и мои друзья детства. Для меня, как впрочем, и для многих моих земляков, после долгих лет, прожитых на киргизской земле, она стала восприниматься как вторая Родина…» (Указ. соч., с. 86, 88, 92).
Спасибо, дорогой брат, Михаил Чоккаевич, за добрые слова, что называете Киргизию второй Родиной! Что не забываете нас, передайте, пожалуйста, низкий поклон всем российским ученым, академику Н.П. Лаверову, академику В.С. Степину,  профессорам П.В. Алексееву, В.А. Малинину, В.Ф. Пустарнакову, с которыми приходилось встречаться по служебным, научным делам, получать конкретную помощь и поддержку в период подготовки докторской диссертации в стенах Института философии АН СССР, философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Депортация народов СССР в 20-е – 50-е годы XX века  коснулась и кыргызского народа. В период так называемого раскулачивания многие представители кыргызского народа, объявленные кулаками были выселены из родных мест, в частности на Украину. Дети «высланных» позже вернулись на Родину. Среди них были Народный артист СССР, выдающийся музыкант-дирижер Асанкан Джумахматов, декан географического факультета Киргосуниверситета, организатор Клуба кинопутешествий на кыргызском языке Республиканского телевидения, профессор Бакас Чормонов, начальник управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Киргизской ССР Асанбай Джамансариев и др.
В заключении хотелось бы внести предложение об установлении памятника жертвам депортации народов СССР в 20-е – 50-е годы  XX века. Памятник был бы одним из свидетельств, исторических уроков, сделанных нами – нынешним поколением.
Это было бы действительным уроком гражданственности, нравственности, которые мы передаем будущему поколению.

alt

Ознакомиться с этими и другими выступлениями и докладами, Вы можете приобретя сборник.

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА

ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Какеев А. Ч. Сохранить дружбу как один из главных исторических

уроков жестокой депортации народов

Дьяченко Л.Н. Административные меры, обуславливающие хозяйственно-бытовое устройство депортированных народов с Кавказа в Киргизскую ССР

Воропаева В.А., Плоских СВ. Терское казачество и власть: история взаимоотношений

Ян цен В. К. Депортация советских немцев глазами современника

Кобландин К.И., Некоторые вопросы изучения истории депортации народов СССР в Казахстан (30-50-е годы XX века)

Батырбаева Ш.Дж Источниковедческие проблемы использования эпистолярных источников в изучении истории депортированных народов в Кыргызстане

Плоских СВ. Власть и интеллигенция. Репрессированная культура немцев

Кыргызстана. (30-50-е гг. XX века)

Бегалиев СИ. Депортированные народы в Кыргызстане

Гасанов А.Г. Депортация азербайджанцев из Грузии в Среднеазиатский регион в 1944 г.

Плиев М.А. История депортации и реабилитации ингушского народа

Алиев У.А.Депортация чеченского народа в Киргизскую ССР

Шидакова З.Х. Карачаевцы. До и после депортации

Лазариди М.И. Столько утекло воды и крови... (несколько слов из истории моей семьи)

Кадысова Р.Д., Шамшудинова Г.Л. Источниковедческие приемы использования опубликованных материалов переписи населения для исследования депортации народов в Казахстан

Скреминская Л.Р. Поляки и другие депортированные народы в поликультурном пространстве Кыргызстана

Буримова Т.А. Сохранение памяти репрессированных и депортированных в СССР (Хронология событий)

Кумскова Н.В. Депортации и историческая память

Кызаева Д.Ш. Трудовое использование немцев в годы Великой Отечественной войны (по материалам центральных госархивов Кыргызской Республики)

Дятленно П.И. Последствия реабилитации репрессированных граждан в Кыргызстане

Кушубеков А.Т. Влияние депортации народов на изменения этнической структуры населения Кыргызстана в 30-е годы XX в

Жумалиева С.Ч. Истоки образования Ассамблеи народов Кыргызстана

Атагулова А.К. Депортированные народы Чечено-Ингушской АССР в Кыргызстане

Джеенбекова С.С. Роль депортированных народов в развитии культуры Кыргызстана (1943-1944 гг.)

Токомбаев А.У. Спецпереселенцы в Кыргызстане: обретенная в муках Родина

Курманбакеев М.С. Репрессированная религия

Кравченко И. В. Депортация как политический выбор руководства СССР в 20-50-е годы XX века

Фургалова А.С. Сохранение памяти о жертвах депортации народов СССР

МАТЕРИАЛЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ:

Малышева М. Выдающиеся люди ингушского народа,  депортированного в Киргизскую ССР. Идрис Базоркин

Гарифуллина А. Депортация балкарцев на территорию Кыргызской ССР (1944-1956 г.)

Воробьева Л. Депортация турок-месхетинцев и курдов из Закавказья в Киргизскую ССР в 1944 году

Турдахунова Р. К вопросу об истории депортации дальневосточных корейцев в Каракалпакстан (1937-1938 гг.)

Таштанбекова Н. Теодор Герцен — представитель депортированного немецкого народа в Кыргызстане

Угрюмова Н. Депортация и современные миграционные процессы. Прошлое и настоящее.

alt

alt

 

imga0645.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 69 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8680803