1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М. "Синергетика, ка методология синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания".

Синергетика, как методология синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания

 

Н.М. Калинина, доктор технических наук, профессор,

Кыргызско-Российский Славянский университет

 

  Проблема взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания явно обозначилась во второй половине ХХ века. Узкая специализация в науке к этому времени достигла такого уровня, что язык «физиков» стал представляться для «лириков» неким «птичьим» языком, и наоборот. Люди разных специальностей перестали понимать друг друга, постепенно стала исчезать возможность конструктивного диалога между ними. Другой опасностью, угрожающей целостности общечеловеческого знания, стала перегруженность мозга информацией, перенасыщение «пустым» знанием, то есть знанием, не выстроенным в систему, а потому неприменимым на практике. В современной школе наших детей не учат думать и рассуждать. Более того, развитие интеллекта без воспитания личности приводит к появлению поколения умных и, в то же время, грубых, расчетливых, циничных людей. Их основное кредо – успешность любой ценой. Один из российских поэтов с горечью отметил по поводу появления такого поколения «next»: «Коммерциализация оказывается еще опасней, чем тоталитаризм».
  На Западе опасность коммерциализации возникла практически сразу же с введением так называемого народного образования в XIX в. В настоящее время подобную ситуацию мы наблюдаем на постсоветском пространстве. Е.П.Блаватская, известная русская писательница и философ, много внимания уделявшая просвещению и воспитанию масс, писала: «На наших глазах научные и материалистические коммерческие школы постепенно вытесняют пришедшие в упадок ортодоксально-классические. И причину тому отыскать нетрудно. Целью этой отрасли образования являются фунты, шиллинги и пенсы – summum bonum девятнадцатого века… И вот результат: прямым следствием такого образования стало то, что рынок наводнили машины для делания денег, бессердечные, эгоистичные люди-звери, которых самым заботливым образом учили грабить собратьев и пользоваться невежеством своей слабейшей братии!» [1]. «Но, как это ни странно, приверженцы культа “выживания наиболее приспособленного” не следуют своей же собственной теории, поскольку все их усилия направлены на то, чтобы на место этого самого «приспособленного» посадить того, кто по природе своей неприспособлен. Так, крупными суммами денег они переманивают лучших учителей от их естественных учеников, чтобы эти учителя поднатаскали их бесталанных чад для профессий, в которых они впоследствии занимают множество должностей без какой-либо пользы» [2]. Причина этого видится в пагубности системы, которая штампует товар по заказу, не обращая никакого внимания на естественные склонности и таланты.
  В XIX веке выдающийся немецкий мыслитель Фридрих Ницше с горечью отмечал, что одновременно с огромными достижениями в науке и технике происходит и всеобщее измельчание личности, выражающееся в принижении умственных интересов, погоне за наживой, излишней деловитости и рассудочности. Под влиянием американских идеалов человек Западной Европы из творческой личности начинает превращаться в «полезную машину», в часть всеобщего механизма по выработке материальных благ. Узкая специализация, обусловленная включенностью человека в структуру такого механизма, приводит к одностороннему развитию и деградации личности. Он писал о людях, которым «недостает всего, кроме избытка их, – люди, которые не что иное, как один большой глаз, или один большой рот, или одно большое брюхо, или вообще одно что-нибудь большое, – калеками наизнанку называю я их. Поистине, друзья мои, я хожу среди людей, как среди обломков и отдельных частей человека. Самое ужасное для взора моего – это видеть человека раскромсанным и разбросанным, как будто на поле кровопролитного боя или бойни. И если переносится взор мой от настоящего к прошлому, всюду находит то же самое: обломки, отдельные части человека и ужасные случайности – и ни одного человека!» [3]. Призыв к сверхчеловеку, к новой ступени эволюции был реакцией на грядущую катастрофу сознания человека массовой культуры.
  В 30-е годы ХХ в., накануне второй мировой войны, выдающийся художник-сюрреалист Сальвадор Дали изображает духовную импотенцию человека как безумное самопожирание; в целом ряде сюжетов он изображает людей (и самого себя) на подпорках (рис. 1) – убери их, и все рухнет; людей с телом в виде шкафов или комодов с большим количеством выдвижных ящиков (рис.2) – вытащи любой из них, и ничего в механическом человеке не изменится. Все это символы отсутствия целостности в сознании человека. Для создания живого, целостного организма необходима одухотворяющая энергия. (рис.3)

alt

Рис. 1. С. Дали. Антропоморфичный кабинет
(The Anthropomorphic Cabinet), 1936

alt

Рис.2. С. Дали. Мягкий автопортрет.
(Soft Self-Portrait with Rasher of Grilled Bacon), 1941

 

                               

alt

Рис. 3. С. Дали. Рождение (одухотворение) жирафов (Burning Giraffes), 1936-37 г.г.
Картина написана как реакция в  ответ на появление психоанализа, разнимающего человеческую сущность на составные части


   В 1977 г. С.Дали была написана картина под названием «Мягкий монстр на ангельском ландшафте» («Soft Monster in Angelic Landscape») (рис. 4). [4]. Ее идея навеяна достижениями в области физики, в частности, теорией относительности А.Эйнштейна, приводящей к пониманию многомерности мира. Безобразный монстр без туловища, без глаз и ушей, с лицом, на котором из органов чувств есть только рот, попадает в четвертое измерение – в мир, где для человека открываются беспредельные возможности, где можно наслаждаться беспредельной свободой и красотой. Но мягкий монстр не имеет ни рук, ни ног, ни необходимых органов чувств для восприятия этого мира. И даже рот – единственное, что присутствует на его лице, здесь не нужен, так как обитатели этого мира не нуждаются в физической пище. Монстр неподвижно лежит на бетонном фундаменте, так как это единственное, что он может здесь ощущать. Но фундамент уже растрескался и видно, что со временем он обратится в пыль. Картина как символ человеческого интеллекта, опирающегося только на фундаментальные законы классической физики. Любопытно, что у Е.И.Рерих, принесшей западному миру от Махатм Индии Учение Живой Этики (Агни Йогу), сказано о подобной ситуации: «… при грубо-материальной жизни организма со всеми невоздержанностями, сопровождающими ее, невозможна никакая тонкая духовная работа. И тонкое тело такого человека не только малоподвижно, но представляет из себя полуаморфную серую массу. И сознание такого тонкого тела при разъединении его с физическим мало чем отличается от сознания животного». [5].

alt

Рис. 4. С. Дали. Мягкий монстр на ангельском ландшафте
(Soft Monster in Angelic Landscape), 1977 г

  Синергетика, возникшая во второй половине ХХ в., явилась своеобразным откликом на проблему узкой специализации и вытекающую из нее хаотизацию коллективного знания. Хотя изначально синергетика формировалась в недрах неравновесной термодинамики (И.Р.Пригожин) и нелинейной физики (Г.Хакен), она очень быстро  приобрела статус междисциплинарного, трансдисциплинарного направления, своего рода метанауки, направленной на изучение универсальных законов самоорганизации и эволюции открытых сложных нелинейных систем. Синергетике мы обязаны новой картиной мира, в которую вошли такие понятия как открытость, неравновесность, нелинейность. Стало ясно, что мы живем не в застывшем, раз и навсегда данном мире, а в мире развивающемся, постоянно меняющемся. По образному выражению И.Р.Пригожина, мы перешли «от мира существующего к миру возникающему». В физику вошли понятия цели и причины эволюции физических систем. Эти же понятия были применены и к Универсуму в целом.
  Открытость приводит к пересмотру энтропийного принципа, отраженного во втором законе термодинамики. По-новому рассматривается проблема времени, вводится понятие внутреннего времени системы, связанного с характером процессов, протекающих в системе. Идея тепловой смерти Вселенной, связанная с понятием «стрелы времени», направление которой определяется ростом энтропии, сменяется идеей об антиэнтропийном характере жизни. Эволюция рассматривается как восхождение к полноте, совершенству, красоте. [6].
  Известно, что в середине ХХ века в физику было введено такое понятие как антропный принцип, который был сформулирован после того, как рядом отечественных (советских) и зарубежных ученых были произведены подсчеты, связанные с вариациями возможных значений мировых констант (скорости света, заряда и массы электрона и др.). Оказалось, что при относительно небольших изменениях их величин Космос оказался бы принципиально иным. Создается впечатление, что эти константы как бы были предварительно кем-то подсчитаны. Обращает на себя внимание и другой факт – совпадение структуры основных законов мироздания; более того, было показано, что все физические законы имеют в принципе одинаковую структуру. Отсюда следует, что только величайшая согласованность мировых постоянных, чрезвычайно тонкая их настройка обеспечила возможность такого развития мирового эволюционного процесса, благодаря которому Вселенная обрела с помощью человека возможность познавать саму себя. Известны две формулировки антропного принципа:

1) сильная формулировка: Вселенная и должна быть такой, чтобы в ней однажды появился наблюдатель (человек);

2) слабая формулировка: Мы, люди (наблюдатели) возникли потому, что Вселенная такова, какова она есть.

Синергетика придает новые смыслы антропному принципу. Антропный принцип оказывается принципом существования сложного в этом мире. Мир устроен так, что он допускает сложное. Все в мире построено чрезвычайно избирательно, эволюционный коридор в сложное очень узок. Сложный спектр структур-аттракторов, отличающихся различными размерами, существует лишь для узкого, уникального класса моделей со степенными нелинейными зависимостями. Эволюционное восхождение по лестнице все усложняющихся форм и структур означает реализацию все более маловероятных событий. [7]. Как здесь не вспомнить слова Иисуса Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». [8].
  Формирование синергетического подхода тесно связано с исследованиями в области химии. Довольно долго химики полагали, что какое бы превращение ни рассматривалось, в конечном счете в системе должно установиться однородное и независимое от времени состояние, подобное равновесному. В открытых нелинейных системах, находящихся вдали от равновесия, проявляется целый спектр явлений, аналоги которых можно обнаружить в биологических системах. Отражением нелинейности химической системы являются автокатализ и самоускорение. Одной из ярких иллюстраций нелинейных эффектов является реакция Белоусова – Жаботинского, которая при определенных неравновесных условиях демонстрирует целый спектр неожиданных режимов поведения.  «Вы смотрите на стакан с красно-лиловой жидкостью, а он вдруг становится ярко-синим. А потом снова красно-лиловым. И снова синим. И вы невольно начинаете дышать в такт колебаниям. А когда жидкость налита тонким слоем, в ней распространяются волны изменения окраски. Образуются сложные узоры, круги, спирали, вихри, или все приобретает совершенно хаотический вид» – так описывает эту гомогенную колебательную реакцию профессор С.Э. Шноль. [9]. Автокаталитическое самоускорение процессов обусловлено тем, что при автокатализе катализатор сам является продуктом реакции, конечным или промежуточным. По мере увеличения его содержания в системе скорость перехода из одного состояния в другое может стать настолько большой, что визуально воспринимается как мгновенный переход. Механизмы, аналогичные автокатализу, в настоящее время широко используются в синергетических моделях эволюции сложных нелинейных систем, в том числе и социальных.
  При исследовании процессов самоорганизации обнаружены универсальные структуры нашего мира: шестигранники, спирали, тороидальные образования, которые наблюдаются в системах различной природы и разных масштабов – от микроуровня вплоть до галактик. В физике с появлением синергетики еще шире стали использоваться такие понятия как «качество энергии» и «деградация энергии», связанные с изменением структуры системы при взаимодействии с диссипативными системами. Нелинейность (прохождение системы через ряд бифуркаций – точек выбора) ввела в физику и химию историю – элемент, который, как считалось ранее, был присущ только социальным и биологическим системам. С появлением синергетики физика и химия стали необычайно привлекательными, открылись с совершенно новой, неожиданной стороны.
  Благодаря введению в научный оборот таких понятий как диссипативная структура и диссипативная самоорганизация стало возможным переосмысление идей, содержащихся в математических учениях древних греков, в частности, пифагорейской школы. То, что прежде носило некоторый мистический характер, сейчас закономерно встраивается в логические построения современной науки. Теория множеств, зародившаяся в XIX веке, благодаря введению компьютерных технологий предстала в конце ХХ века в новой ипостаси – в виде фрактальной геометрии, позволившей увидеть чудо – как между хаосом и порядком рождается красота. Множества, имеющие фрактальную структуру, демонстрируют еще одно очень важное свойство иерархически организованных структур – самоподобие. Это же свойство мы наблюдаем и в окружающем нас мире. Законы Вселенной едины для всех уровней ее организации, вот только проявляются они на разных уровнях по-разному.
  Простой перенос закономерностей по принципу аналогий из мезомира в микро- и макромир приводит к многим неожиданностям. Практическим подтверждением этого вывода явились физические эксперименты и наблюдения, проведенные космонавтами в условиях невесомости во время полетов на орбитальной станции «Мир». Было установлено, что с исчезновением силы тяжести в исследуемых системах начинают проявляться более слабые силы: поверхностного натяжения, межмолекулярного взаимодействия и др. В результате капли воды стали плавать в воздухе, проникать, не сливаясь, друг в друга, отскакивать, как мячики, от водной поверхности. Сыпучие материалы начали структурироваться под действием сил межмолекулярного взаимодействия. Это неожиданные явления стали наглядным иллюстрацией фундаментального свойства целостных систем: несводимости свойств сложного целого к простой сумме свойств составляющих его элементов. Стоит только убрать силы, выполняющие роль управляющих параметров, как сложное целое рассыпается, а его элементы предстают в совершенно ином качестве. Это свойство имеет всеобщий характер и применимо как к физико-химическим, так и социальным, биологическим, культурным явлениям. Сущность синтетического объединения отдельных систем в единую целостную систему становится более понятной благодаря знакомству с фрактальной геометрией – это тонкое переплетение, взаимопроникновение, взаимовлияние и взаимоусиление, через которое рождается новое качество.
  Синергетический подход эффективно проявляется и в психологии. Он показывает, что любое развитие характеризуется циклической сменой различных состояний, периодическим прохождением через кризисы, которые не только закономерны, но и необходимы как ступени для восхождения по эволюционной лестнице. Для того чтобы эволюция была необратимой, необходимо прохождение через стрессовые ситуации, через режимы с обострением, так как, только проходя через жесткие условия самоорганизации, система необратимо становится другой. Потрясения приводят к перестройке сознания, к переосмыслению системы ценностей, открывают новые пути и возможности в жизни человека. Через понимание явления сложности формируется совершенно новое отношение к самым главным проблемам человека – любви, дружбе, взаимопониманию… Гармония понимается как созвучие всех структур сложного целого. Тонко организованному человеку очень трудно, а иногда и невозможно отыскать подобного себе. Сексуальная свобода с точки зрения синергетики выглядит не столько как распущенность, а как примитивность, неразборчивость, некая всеядность. Одиночество, наоборот, может свидетельствовать о том, что человек в своем интеллектуальном и духовном развитии уже поднялся гораздо выше своего окружения, и поэтому ему так трудно найти друзей, единомышленников. Но это не повод для депрессии; наоборот, переосмысление своего положения может снова привести его к людям, только уже в новом качестве, с новыми целями и задачами: помочь, подсказать, научить... Синергетика приносит в жизнь человека новую философию, новое восприятие мира. Она подсказывает модели поведения, позволяющие адаптироваться в условиях постоянно изменяющегося мира. Знание законов самоорганизации позволяет раскрыть творческий потенциал человека, наполнить его жизнь новыми смыслами и возможностями.
  В настоящее время большое распространение находит математическое моделирование сложных нелинейных систем и динамики их эволюции. Строятся модели систем самой различной природы, в том числе и таких, элементом которых является человек. В этом усматривается установление единства естественнонаучного и гуманитарного знания. Но человек является слишком сложным существом, чтобы его можно было представить в виде суммы элементарных частей. Человек – носитель Тайны, которая недоступна никакому математическому расчету, и это делает каждого из нас уникальным и непредсказуемым в своем проявлении.
  В последние годы ученые всё больше говорят о том, что современная земная цивилизация находится на пороге тяжелейшего системного кризиса. В одной точке сошлись концы эволюционных циклов различного масштаба. Если в ХХ в. человечество сотрясалось от социальных революций и мировых войн, то в XXI в. основные угрозы связываются с экологическими и климатическими катастрофами, грозящими всемирным переселением народов. Идея «золотого миллиарда», как панацея от вымирания в условиях всемирного энергетического кризиса, на наших глазах превращается в блеф. Сбываются древние пророчества, а ученые на основе математического моделирования предсказывают очень быстрый выход человечества на совершенно новую эволюционную траекторию. Такие прогнозы настораживают и пугают, заставляют задуматься о смысле жизни применительно не только к отдельной личности, но и ко всему земному человечеству в целом.
  Известный российский ученый, работающий в области методологии науки, академик В.С. Степин, рассматривая проблемы современного мира, говорит о необходимости выработки новой стратегии во взаимоотношениях человека с природой. Он пишет: «Прежде всего следует сказать о тех идеях современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека. Эти идеи уже не вписываются в традиционные для техногенного подхода понимания природы как косного мира, безразличного к человеку, и отношение к природе как к “мертвому механизму”, с которым можно экспериментировать и который можно осваивать по частям, преобразовывая его и подчиняя человеку». «Стратегия деятельности с саморазвивающимися системами неожиданным образом порождает перекличку между культурами западной цивилизации и древними восточными культурами ‹…› Представления о мире как едином организме, все части которого влияют друг на друга, можно обнаружить практически во всех традиционных космологиях Востока. В этих культурах полагался идеал внутреннего единства и гармонии человека и природы… Мир не воспринимался здесь как дуально разделенный на природный и человеческий мир, а рассматривался как целостный организм, части которого находятся в своеобразной резонансной связи между собой» [10]. В таком целостном мире обособление научной истины от нравственности становится очень опасным.
  Пренебрежение общечеловеческими ценностями, моральными принципами может привести (и уже приводит) к глобальной перестройке всех природных и социальных систем на планете Земля. Под угрозой находится само существование человечества. Поэтому такое большое внимание в настоящее время уделяется не только образованию, но и воспитанию подрастающего поколения, которому придется встретиться лицом к лицу  с многочисленными вызовами глобального мира. Внедрение синергетического подхода в учебный процесс может активно способствовать синтезу естественнонаучного и гуманитарного знания, а значит и гармонизации интеллектуальной и духовной жизни современного общества.

Литература:

1. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 246.

2. Там же, с. 247.

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. – С. 228-229.

4. Abrams H.N., Inc. Dali. Great Modern Masters. New Jork, 1995.

5 .Рерих Е.И. Письма. М.: Изд-во Междунар. Центра Рерихов, 2007. – Т. VII. – С. 384.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. – № 3. – С. 69.

7. Там же, с. 64 – 65.

8. Матф., гл.7, 13.

9. Зачернюк А.Б. Открытие колебательных химических реакций. М., 2001.

10. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации //Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 12 – 27.

 

 

5.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 28 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8681518