А. Брудный "История: Методологические проблемы"
Индекс материала |
---|
А. Брудный "История: Методологические проблемы" |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
В. Воропаева, Д. Джунушалиев, В. Плоских
"История Отечества:
Краткий курс лекций
По истории Кыргызстана"
Бишкек-Раритет Инфо- 2006
С. 3-11
Что следует понимать под термином «история»? История - это бинарный (имеющий два значения) термин. Под «историей» подразумевается:
1)реальный процесс существования человечества от доисторических времен до настоящего времени;
2)наука, изучающая этот процесс.
А поскольку науки составляют предмет обучения, под историей подразумевают также учебную дисциплину.
Эта наука сложилась на основе изучения вещественных продуктов человеческой деятельности и анализа повествований, т.е. рассказов реальных лиц и сообщений о реальных фактах. Таким рассказам часто сопутствовала оценка событий.
На этой основе возникло представление о смысле происходящего с людьми.
Археология ориентирована преимущественно на вещественные продукты деятельности. С течением времени они становятся носителями повествований, закрепленных на глине (клинопись), камне, металле, пергаменте, бумаге, пленке.
И всюду рассказам о событиях сопутствует их оценка.
Оценка их движения из прошлого в будущее.
Развитие человеческой истории, согласно формационному подходу, непосредственно связано с производительными силами и производственными отношениями. Последние образуют базис общества, а право, религия, государство - надстройку над базисом. Общественно-экономические формации последовательно сменяют одна другую.
Согласно цивилизационному подходу общество образовано совокупностью цивилизаций, которые зарождаются, существуют и рушатся на определенных территориях планеты. Цивилизации могут взаимодействовать, а могут существовать независимо друг от друга.
Среди схем цивилизационной интерпретации истории чаще других упоминаются следующие: китайская и индийская цивилизации, цивилизации Ближнего Востока, здесь особо выделяется иудейская и ассиро-вавилонская, античная цивилизация (Древняя Греция и Рим), византийская, европейская, или западная, евразийская (включая российскую и центральноазиатскую), цивилизации индейцев (майя, ацтеки, инки).
Цивилизации и общественно-экономические формации не исключают друг друга. Это различающиеся взгляды на один и тот же исторический процесс.
Закономерен ли он?
К.Р. Поппер резко осуждает историзм - подход к истории, утверждающий жесткую закономерную обусловленность прошлым настоящего.
Сейчас большое значение придается наукам, взаимодействующим с историей. Особое значение для современной исторической теории имеют геополитика и теория социальных пространств.
Геополитический подход предполагает зависимость исторических судеб народов и государств от их географического расположения. Этот подход предполагает либо господство римленда - страны (или союза стран), владеющей морем, либо господства хартленда - «сердечника» материка. Так, в Римской империи господствовал римленд, а над Евразией - хартленд - Россия. В Pax Americana господствует римленд - Северная» Америка, которая стремится контролировать раздробленный на небольшие страны Евроазиатский мировой остров. Не исключено, что в будущем хартленд этого мирового острова вновь попадет под власть России или Индокитая.
Сейчас особое значение придают понятию власти.
Б.Л. Леви в небольшой книге «Варварство с человеческим лицом» писал, что в самом совместном бытие людей скрыто нечто, делающее Господина (вождя, руководителя, старейшину, владельца) необходимым и неизбежным. Прогресс, вне всякого сомнения, существует как форма поступательного движения к Злу. Современный тоталитаризм троичен в лицах - это технократия, секс и революция[1].
Борьба социалистического и капиталистического блоков завершилась. Естественно, что возникла и сразу обрела популярность точка зрения, согласно которой история практически закончила свое существование. Торжество рыночной экономики остановит всеобщее движение к Злу, заменив его Царством купли-продажи, локальных конфликтов, скуки и лжи. Но этот мир будет гуманнее мира пандемий и ядерных войн[2].
Что же представляет собой история? Как говорит Вл. Левашов, «в самом слове «история» мы слышим как бы два смысла, причем совершенно противоположных. Это эволюция, сама историческая практика, движение в будущее; одновременно это также взгляд в прошлое, движение вспять для установления причинно-следственных связей. Это история как понимание - то, на чем базируется историческая наука.
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности