1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

А. Брудный "История: Методологические проблемы"

Индекс материала
А. Брудный "История: Методологические проблемы"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

В. Воропаева, Д. Джунушалиев, В. Плоских

"История Отечества:

Краткий курс лекций

По истории Кыргызстана"

Бишкек-Раритет Инфо- 2006

С. 3-11

  Что следует понимать под термином «история»? История - это бинарный (имеющий два значения) термин. Под «ис­торией» подразумевается:
1)реальный процесс существования человечества от доисторических времен до настоящего времени;
2)наука, изучающая этот процесс.
  А поскольку науки составляют предмет обучения, под историей подразумевают также учебную дисциплину.
  Эта наука сложилась на основе изучения вещественных продуктов человеческой деятельности и анализа повествований, т.е. рассказов реальных лиц и сообщений о реальных фактах. Таким рассказам часто сопутствовала оценка событий.
  На этой основе возникло представление о смысле происходящего с людьми.
  Археология ориентирована преимущественно на вещественные продукты деятельности. С течением времени они становятся носителя­ми повествований, закрепленных на глине (клинопись), камне, метал­ле, пергаменте, бумаге, пленке.
  И всюду рассказам о событиях сопутствует их оценка.
  Оценка их движения из прошлого в будущее.
  Развитие человеческой истории, согласно формационному подходу, непосредственно связано с производительными силами и производ­ственными отношениями. Последние образуют базис общества, а пра­во, религия, государство - надстройку над базисом. Общественно-эко­номические формации последовательно сменяют одна другую.
  Согласно цивилизационному подходу общество образовано совокуп­ностью цивилизаций, которые зарождаются, существуют и рушатся на определенных территориях планеты. Цивилизации могут взаимодейство­вать, а могут существовать независимо друг от друга.
  Среди схем цивилизационной интерпретации истории чаще других упоминаются следующие: китайская и индийская цивилизации, цивили­зации Ближнего Востока, здесь особо выделяется иудейская и ассиро-ва­вилонская, античная цивилизация (Древняя Греция и Рим), византий­ская, европейская, или западная, евразийская (включая российскую и центральноазиатскую), цивилизации индейцев (майя, ацтеки, инки).
  Цивилизации и общественно-экономические формации не исключают друг друга. Это различающиеся взгляды на один и тот же исторический процесс.
Закономерен ли он?
  К.Р. Поппер резко осуждает историзм - подход к истории, утвержда­ющий жесткую закономерную обусловленность прошлым настоящего.
  Сейчас большое значение придается наукам, взаимодействую­щим с историей. Особое значение для современной исторической те­ории имеют геополитика и теория социальных пространств.
Геополитический подход предполагает зависимость исторических судеб народов и государств от их географического расположения. Этот подход предполагает либо господство римленда - страны (или союза стран), владеющей морем, либо господства хартленда - «сер­дечника» материка. Так, в Римской империи господствовал римленд, а над Евразией - хартленд - Россия. В Pax Americana господствует римленд - Северная» Америка, которая стремится контролировать раздробленный на небольшие страны Евроазиатский мировой остров. Не исключено, что в будущем хартленд этого мирового острова вновь попадет под власть России или Индокитая.
  Сейчас особое значение придают понятию власти.
  Б.Л. Леви в небольшой книге «Варварство с человеческим лицом» писал, что в самом совместном бытие людей скрыто нечто, делающее Господина (вождя, руководителя, старейшину, владельца) необходимым и неизбежным. Прогресс, вне всякого сомнения, существует как форма поступательного движения к Злу. Современный тоталитаризм троичен в лицах - это технократия, секс и революция[1].
  Борьба социалистического и капиталистического блоков заверши­лась. Естественно, что возникла и сразу обрела популярность точка зре­ния, согласно которой история практически закончила свое существова­ние. Торжество рыночной экономики остановит всеобщее движение к Злу, заменив его Царством купли-продажи, локальных конфликтов, ску­ки и лжи. Но этот мир будет гуманнее мира пандемий и ядерных войн[2].
  Что же представляет собой история? Как говорит Вл. Левашов, «в самом слове «история» мы слышим как бы два смысла, причем совер­шенно противоположных. Это эволюция, сама историческая практика, движение в будущее; одновременно это также взгляд в прошлое, движе­ние вспять для установления причинно-следственных связей. Это ис­тория как понимание - то, на чем базируется историческая наука.

 



01.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 45 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8741641