А. Брудный "История: Методологические проблемы"
Индекс материала |
---|
А. Брудный "История: Методологические проблемы" |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
В. Воропаева, Д. Джунушалиев, В. Плоских
"История Отечества:
Краткий курс лекций
По истории Кыргызстана"
Бишкек-Раритет Инфо- 2006
С. 3-11
Что следует понимать под термином «история»? История - это бинарный (имеющий два значения) термин. Под «историей» подразумевается:
1)реальный процесс существования человечества от доисторических времен до настоящего времени;
2)наука, изучающая этот процесс.
А поскольку науки составляют предмет обучения, под историей подразумевают также учебную дисциплину.
Эта наука сложилась на основе изучения вещественных продуктов человеческой деятельности и анализа повествований, т.е. рассказов реальных лиц и сообщений о реальных фактах. Таким рассказам часто сопутствовала оценка событий.
На этой основе возникло представление о смысле происходящего с людьми.
Археология ориентирована преимущественно на вещественные продукты деятельности. С течением времени они становятся носителями повествований, закрепленных на глине (клинопись), камне, металле, пергаменте, бумаге, пленке.
И всюду рассказам о событиях сопутствует их оценка.
Оценка их движения из прошлого в будущее.
Развитие человеческой истории, согласно формационному подходу, непосредственно связано с производительными силами и производственными отношениями. Последние образуют базис общества, а право, религия, государство - надстройку над базисом. Общественно-экономические формации последовательно сменяют одна другую.
Согласно цивилизационному подходу общество образовано совокупностью цивилизаций, которые зарождаются, существуют и рушатся на определенных территориях планеты. Цивилизации могут взаимодействовать, а могут существовать независимо друг от друга.
Среди схем цивилизационной интерпретации истории чаще других упоминаются следующие: китайская и индийская цивилизации, цивилизации Ближнего Востока, здесь особо выделяется иудейская и ассиро-вавилонская, античная цивилизация (Древняя Греция и Рим), византийская, европейская, или западная, евразийская (включая российскую и центральноазиатскую), цивилизации индейцев (майя, ацтеки, инки).
Цивилизации и общественно-экономические формации не исключают друг друга. Это различающиеся взгляды на один и тот же исторический процесс.
Закономерен ли он?
К.Р. Поппер резко осуждает историзм - подход к истории, утверждающий жесткую закономерную обусловленность прошлым настоящего.
Сейчас большое значение придается наукам, взаимодействующим с историей. Особое значение для современной исторической теории имеют геополитика и теория социальных пространств.
Геополитический подход предполагает зависимость исторических судеб народов и государств от их географического расположения. Этот подход предполагает либо господство римленда - страны (или союза стран), владеющей морем, либо господства хартленда - «сердечника» материка. Так, в Римской империи господствовал римленд, а над Евразией - хартленд - Россия. В Pax Americana господствует римленд - Северная» Америка, которая стремится контролировать раздробленный на небольшие страны Евроазиатский мировой остров. Не исключено, что в будущем хартленд этого мирового острова вновь попадет под власть России или Индокитая.
Сейчас особое значение придают понятию власти.
Б.Л. Леви в небольшой книге «Варварство с человеческим лицом» писал, что в самом совместном бытие людей скрыто нечто, делающее Господина (вождя, руководителя, старейшину, владельца) необходимым и неизбежным. Прогресс, вне всякого сомнения, существует как форма поступательного движения к Злу. Современный тоталитаризм троичен в лицах - это технократия, секс и революция[1].
Борьба социалистического и капиталистического блоков завершилась. Естественно, что возникла и сразу обрела популярность точка зрения, согласно которой история практически закончила свое существование. Торжество рыночной экономики остановит всеобщее движение к Злу, заменив его Царством купли-продажи, локальных конфликтов, скуки и лжи. Но этот мир будет гуманнее мира пандемий и ядерных войн[2].
Что же представляет собой история? Как говорит Вл. Левашов, «в самом слове «история» мы слышим как бы два смысла, причем совершенно противоположных. Это эволюция, сама историческая практика, движение в будущее; одновременно это также взгляд в прошлое, движение вспять для установления причинно-следственных связей. Это история как понимание - то, на чем базируется историческая наука.
Но все дело в том, что историческая практика всякий раз меняет образ прошлого и сам исторический процесс выступает как перманентная динамическая балансировка прошлого и будущего - в точке настоящего. Это точка вне времени...»[3].
Можно сказать, что настоящее, из которого мы заглядываем в прошлое, есть иллюзорная вечность. Мы пытаемся стать по отношению к истории во внешнюю позицию, а что является внешним по отношению к истории как не вечность? Вечность - это пространство всех возможностей[4].
«Чтобы перемещаться в таком пространстве, переводя реальность из состояния потенциального (или, как сказал бы Хайдеггер, сокрытости) в состояние актуальности и присутствия, необходимо владеть особой технологией... Это и есть движение из пространства вечности во время, в историю, в которой нужно родиться, чтобы её понять. Путешественник, навигатор здесь неизбежно находится как бы сразу в двух пространствах: между вечностью и историей»[5].
Но вернемся к материальным, вещественным элементам истории. Не случайно в поверьях многих народов подкова выступает как символ удачи. Это великий символ - подкова. Недаром о ней говорят, что она приносит счастье. Подкова - media, средство и посредник между живым существом и веществом, по которому пролегла дорога, протянулся путь.
Не такова ли культура? Не является ли она вместилищем посредников?
Отношение человека к человеку опосредовано языком, отношение человека к предмету труда - орудием труда, отношение человека к товару - торговцем. Даже отношение человека к Богу бывает опосредовано священнослужителем. В культуре отношение опредмечивается. Культура опосредует - это её способ существования. В процессе своего развития культура раздваивается. Происходит то, что синергетики называют бифуркацией.
Предмет остается. Способ его изготовления, применения уходит в будущее. Самое краткое временное здесь - жизнь: подкова способна пережить и коня, и всадника. Но пути не исчезают. На них остаются отпечатки, следы.
Историк рассматривает следы и руины. Он понимает: от прошлого остаются одни обломки. Говорят, что из них и слагается история.
Верно ли это?
Это смотря какие обломки.
Михаил Бакунин говорил: от свободы нельзя отломить ни кусочка - она вся окажется спрятанной в этом обломке.
Следы истории, обломки прошлого часто стараются скрыть.
Но как бы ни прятали обломки того, что осталось от происходившего на самом деле, они всё равно остаются, и их находят. Вот из таких обломков прошлого и складывается настоящая история, правдивое повествование о том, что было.
Один из персонажей Олдоса Хаксли, alter ego, второе я автора, говорит о себе: «Я, должно быть, недостаточно цивилизован и предпочитаю смысл. Поэтому если мне нужна философия истории, я обращаюсь к психологам»[6].
А почему именно к психологам?
Надо думать, не только потому, что исторический процесс включает в себя мысли и поступки людей и даже состоит из них, но ещё и потому, что исторические факты с неизбежностью порождают собственные оценки. Так они влияют на сознание людей. Люди неравнодушны к фактам. В особенности к историческим.
Беда (но не вина) истории состоит в том, что она не в силах отказаться от оценок. А «урок, преподнесенный нам интеллектуальным развитием человечества, ясен: науки оказались плодотворными и, следовательно, в конечном счёте - практически полезными в той мере, в какой они сознательно отходили от древнего антропоцентризма в понимании добра и зла. Мы сегодня посмеялись бы над химиком, вздумавшим отделить злые газы, вроде хлора, от добрых, вроде кислорода. И хотя химия в начале своего развития понимала такую классификацию, застрянь она на этом, - она бы мало преуспела в изучении веществ»[7]. Но история имеет дело не с веществами, а с существами. Человеческими существами.
Позитивное научное знание предполагает именно безоценочный подход и может гордиться полученными результатами. Мощь человека они усилили неизмеримо. С.С. Брюхоненко, который сорок с лишним лет тому назад весьма убедительно показал, что человек прямо зависит от технических средств, которыми он может располагать, и именно поэтому свобода человека неминуемо обратится в угрозу для существования человечества. Мысль о том, что индивид сможет угрожать существованию целой популяции, тогда казалась странной, позже - маловероятной, но сейчас она уже маловероятной не кажется. Таков опыт террора в XX веке. Индивид может быть очень опасен. И не только потому, что он безумец или злодей по натуре (есть такие), не только потому, что он утратил критическое отношение к своим мыслям и поступкам, потому что он может располагать неконтролируемыми возможностями. Тут и здравый смысл - не гарантия. Большие группы людей проконтролировать индивида не могут.
Есть, конечно, надежда на малые группы.
Утверждают, что малые группы могут иметь преимущество и с генетической точки зрения. Когда перечисляют наиболее творческие периоды человеческой истории, неизменно упоминаются Иерусалим VIII века до нашей эры, Афины VI века до нашей эры, Флоренция XIV века нашей эры. И в каждом случае мы имеем город, численность населения которого по нынешним меркам совсем невелика, а площадь города и вовсе мала. А напряжение большого ожидания, видно, было очень велико. Какая концентрация духовных сил достигалась за сто с небольшим лет!
Но является ли человек главной фигурой исторического процесса?
Да. Именно люди делают историю. Здесь имеются в виду не только и не столько исторические личности, сколько особенности и свойства самого человека и мира, в котором он живет.
Что есть история как реальность? История - это движение человечества по стреле времени. Факт существования системы «прошлое -настоящее - будущее» не вызывает сомнений. Проблема состоит лишь в связи между прошлым, настоящим и будущим. От того, какова эта связь (если она есть), зависит, удастся ли людям расширить сферу своих возможностей, продлить существование человечества в обозримом будущем.
Существование человечества есть проявление и следствие его жизнеспособности.
Высокая жизнеспособность человечества издавна определялась четырьмя неравнозначными факторами.
Первый фактор - реализация способности к труду и способности проектировать и использовать продукты труда.
Второй фактор - наличие кладезя природных ресурсов, позволяющего черпать энергоносители и находить возобновляемые источники средств к существованию.
Третьим фактором была известная популяционная разобщенность - ведь эпидемия чумы в Европе до XVI века вообще никак не могла повлиять на жизнь миллионов людей, населявших обе Америки. Отдельные заболевания, которыми страдали жители американского континента, оставались по существу неизвестными в Евразии. А для сотен миллионов жителей Азии оставалась неведомой сонная болезнь, они понятия не имели о мухе це-це. Деяния Ци Ши-хуан-ди не только никак не затронули жителей тогдашней Европы, но по существу вообще остались для них неизвестными.
И, наконец, четвертый фактор. Это базисный фактор - способность человека к самовоспроизведению, половой отбор, производство человека человеком. Это первооснова, вне которой несущественны все остальные. И, напротив, все остальные так или иначе способны повлиять на неё.
Человечество сейчас переживает переломный момент. Значение четырех факторов может сменить знак на противоположный.
Первый фактор включает способность проектировать и создавать орудие защиты и нападения. Он обратился в способность создавать абсолютное оружие, угрожающее самому существованию человечества.
Второй фактор всегда был связан с опасностями экологического порядка. Теперь уже ясно, что у кладезя природы оказалось двойное дно. Но экологическая опасность, когда она осознана, может быть и снижена. Бесспорно, уголь и нефть не возобновляются в недрах нашей планеты по мере того, как эти вещества добывают. Атомная энергия опасна как таковая - ошибки в её" использовании чреваты роковыми последствиями, а людям свойственно ошибаться.
Значение третьего фактора изменяется на наших глазах. Отчаянные попытки сохранить те или иные формы разобщенности, уничтожать людей по этническому и классовому признаку, воздвигать идеологические, религиозные, политические и этнопсихологические барьеры - всё это было в XX веке, и оказалось безрезультатным. Может иметь продолжение и в XXI веке.
Вообще в XX веке человечество поспешно повторило пройденное: от рабства до попыток заглянуть в будущее, в золотой век. Будет ли этот процесс продолжаться или он уже остановился? Ведь наступление XXI века - 2001 год - рубеж условный.
На смену разобщенности приходит рост масштабов информационного контакта. Нельзя исключить, что контакт этот сможет принести и известную пользу. Но его значение следует оценивать с осторожностью.
Четвертый фактор продолжает существовать как иррациональный и неуправляемый. Необходимость управлять им, тактично именуемая «планированием семьи», еще не оказала влияния на исторический процесс.
Многое зависит от самих социальных систем.
В настоящее время мы адаптируемся к системе, не претендующей на полную разумность. Ушедшая в прошлое система, которая не уставала взывать к прогрессу и разуму, на деле отдалялась от разума с каждым годом своего существования. И это было одной из главных причин того, что она пыталась оставить на страницах истории все больше «белых пятен», а потом треснула, как полярная льдина, и ее обломки все дальше отплывают друг от друга.
Нет сомнения, пресловутые «белые пятна» истории — это обесцвеченные кровавые. И вот, есть люди, которые хотят вернуть им прежний цвет, окрасив их свежей кровью. В этом опасность экстремизма. Не менее опасна ложь о прошлом, какими бы лозунгами - демографическими, коммунистическими, националистическими - она не прикрывалась.
Можно ли бороться с пороками прошлого, используя порочные методы? По всей вероятности, нельзя. И само обращение к прошлому - какую цель оно преследует?
Эжен Ионеско говорит: «Все литераторы и почти все драматурги изобличают зло, несправедливость, отчужденность, болезнь вчерашнего дня. Они закрывают глаза на сегодняшнее зло, а прошлое зло больше изобличать нечего... Так можно лишь скрыть новую болезнь, новую несправедливость, новое мошенничество». Великий драматург прав. Это про нас.
Подведем некоторые итоги.
Общепринятой исторической теории нет. Нет и точного понимания отношения история - человек.
Широко обсуждается следующий дискурс: «Если история не обладает смыслом, то личная судьба не существует».
Тут есть три варианта.
Первый: никакого смысла в истории вообще нет. Процесс есть, но отсюда никак не следует, что он осмыслен или что жизнь его участников осмыслена - отнюдь! В существовании человека столько же смысла, сколько в существовании рыб и слонов или динозавров.
Второй вариант: процесс развития человечества существует, движутся в будущее классы, нации, государства. Вписаться в движение тех социальных образований, которые имеют наиболее яркую историческую перспективу - вот решение проблемы осмысленности индивидуального существования.
Но есть и третий путь. Жан Маритэн[8] полагает, что история обладает «собственной финальностью», которая придает ей смысл: возрастающее овладение силами природного материального мира; совершенствование человеческого бытия (путем развития цивилизации и культуры, главные факторы тут- наука, философия и искусство); актуализация возможностей, заложенных в природе самого человека. Его силы и потребности лежат в основе цивилизации, и она совершенствуется, чему конца не видно. Особо коснемся истории Кыргызстана.
Хронотоп (в смысле, придаваемом этому термину М. Бахтиным) кыргызской истории образуют современные цивилизации. Особый интерес представляет для нас цивилизация, историческое пространство которой простирается в Восточной Европе, Кавказском регионе, Северной и Центральной Азии, а историческое время еще предстоит определить. Во всяком случае, недавние исследования показали, что генетическое родство даже различных по антропологическим, культурно-языковым и иным параметрам народов выражено как будто бы более отчетливо, чем это предполагалось ранее, и это позволяет задуматься над предпосылками процессов, которые стали развертываться в исторически гораздо более поздние времена. Речь здесь идет о евразийской цивилизации.
Распад СССР привел, в сущности, к появлению пятнадцати «новых СССР» - поменьше. Часть из них расположена на территории бывшего Туркестана. Почему бывшего? Потому что Туркестан фактически политически распался. Восстановился ли он? Современная история показывает, что единство более выгодно большим и сильным, чем небольшим и слабым. Слабые и мелкие объединяются чаще всего в сказках. В притчах. Их надо уговаривать, им надо объяснять, их приходится заставлять. В жизни они предпочитают независимость друг от друга.
В этой связи особый интерес вызывает латиноамериканская модель. Сходство с Туркестаном (общность языка, веры, исторических судеб народов, отрыв от метрополии) здесь имеется. Но - и это геополитическая проблема - осуществилась бы исторически нынешняя Латинская Америка, если бы Испания была расположена на американском континенте? А ведь Россия расположена большей частью в Азии. «Латиноамериканская метафора» удачно дополняется и «метафорой Солнечной системы». Планеты притягиваются к Солнцу, а не друг к другу. Большее притяжение к метрополии, чем друг к другу, имеет место в странах Центральной Азии. Отсюда и идея Евразийского (или Евроазиатского) союза.
Могут ли выйти на историческую арену новые силы, может ли перераспределиться значение уже известных? Согласно китайской концепции XXI века, производство будет сосредоточиваться в Китае и в странах Востока, ресурсы будут вносить в мир Россия сопредельные страны, интеллект сосредоточится в Европе, а финансовым центром мира останутся США. Положение Центральной Азии в этом случае будет определяться тем, что она граничит с Китаем. По ней пройдут новые дороги. Недаром Наполеон говорил, что вся тайна цивилизации - в путях сообщения. В дорогах.
Центральная Азия, через которую шел Великий Шелковый путь, это знает. Ей, может быть, и предстоит дать ответ на вопрос о будущем евразийской цивилизации.
А. Брудный,
член-корреспондент HAH KP,
доктор философских наук, профессор
[1] См.: Levy В. La barbaric a visage humaine - Paris, 1977.
[2] См: Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. - М, 1995.
[3] Левашов Вл. История как машина времени // Искусство кино. - 1995. - С. 74.
[4] Путешествие доктора Фауста не знает конца. «Много это или мало - вечность? Для человеческой короткой жизни - очень много; для жадного сердца - слишком мало; но для души, запроданной черту, год и вечность всё равно ничто» (Катаев В. Собр. соч. Т. 1. - М., 1968. - С 165). Здесь говорится о том, что желание жить сейчас и ежесекундно сильнее желания жить вечно А для интеллекта абстрактного, отвлеченного от жизни, - ничто.
[5] Левашов Вл. История как машина времени. 1995. - С. 74-75
[6] Хаксли О. Через много лет // ИЛ. - 1993. - № 4. - С. 162.
[7] Блок М. Апология истории. - М., 1973. - С. 122.
[8] Maritain J. Religion et Oevres. - Paris, 1975.
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности