1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

А. Брудный "История: Методологические проблемы" - Страница 5

Индекс материала
А. Брудный "История: Методологические проблемы"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 


  Распад СССР привел, в сущности, к появлению пятнадцати «но­вых СССР» - поменьше. Часть из них расположена на территории бывшего Туркестана. Почему бывшего? Потому что Туркестан фактически политически распался. Восстановился ли он? Современ­ная история показывает, что единство более выгодно большим и сильным, чем небольшим и слабым. Слабые и мелкие объединяют­ся чаще всего в сказках. В притчах. Их надо уговаривать, им надо объяснять, их приходится заставлять. В жизни они предпочитают не­зависимость друг от друга.
  В этой связи особый интерес вызывает латиноамериканская мо­дель. Сходство с Туркестаном (общность языка, веры, исторических судеб народов, отрыв от метрополии) здесь имеется. Но - и это геопо­литическая проблема - осуществилась бы исторически нынешняя Ла­тинская Америка, если бы Испания была расположена на американ­ском континенте? А ведь Россия расположена большей частью в Азии. «Латиноамериканская метафора» удачно дополняется и «метафорой Солнечной системы». Планеты притягиваются к Солнцу, а не друг к другу. Большее притяжение к метрополии, чем друг к другу, имеет место в странах Центральной Азии. Отсюда и идея Евразийского (или Евроазиатского) союза.
  Могут ли выйти на историческую арену новые силы, может ли пе­рераспределиться значение уже известных? Согласно китайской кон­цепции XXI века, производство будет сосредоточиваться в Китае и в странах Востока, ресурсы будут вносить в мир Россия сопредельные страны, интеллект сосредоточится в Европе, а финансовым центром мира останутся США. Положение Центральной Азии в этом случае будет определяться тем, что она граничит с Китаем. По ней пройдут новые дороги. Недаром Наполеон говорил, что вся тайна цивилиза­ции - в путях сообщения. В дорогах.
Центральная Азия, через которую шел Великий Шелковый путь, это знает. Ей, может быть, и предстоит дать ответ на вопрос о буду­щем евразийской цивилизации.

А. Брудный,

член-корреспондент HAH KP,

доктор философских наук, профессор

 


 



[1] См.: Levy В. La barbaric a visage humaine  - Paris, 1977.
[2] См: Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. - М, 1995.
[3] Левашов Вл. История как машина времени // Искусство кино. - 1995. - С. 74.
[4] Путешествие доктора Фауста не знает конца. «Много это или мало - вечность? Для человеческой короткой жизни - очень много; для жадного сердца - слишком мало; но для души, запроданной черту, год и вечность всё равно ничто» (Катаев В. Собр. соч. Т. 1. - М., 1968. - С 165). Здесь говорится о том, что желание жить сейчас и ежесекундно сильнее желания жить вечно А для интеллекта абстрактно­го, отвлеченного от жизни, - ничто.
[5] Левашов Вл. История как машина времени. 1995. - С. 74-75
[6] Хаксли О. Через много лет // ИЛ. - 1993. - № 4. - С. 162.
[7] Блок М. Апология истории. - М., 1973. - С. 122.
[8] Maritain J. Religion et Oevres. - Paris, 1975.

 

 



13.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263137