А. Брудный "История: Методологические проблемы" - Страница 4
Индекс материала |
---|
А. Брудный "История: Методологические проблемы" |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
Значение третьего фактора изменяется на наших глазах. Отчаянные попытки сохранить те или иные формы разобщенности, уничтожать людей по этническому и классовому признаку, воздвигать идеологические, религиозные, политические и этнопсихологические барьеры - всё это было в XX веке, и оказалось безрезультатным. Может иметь продолжение и в XXI веке.
Вообще в XX веке человечество поспешно повторило пройденное: от рабства до попыток заглянуть в будущее, в золотой век. Будет ли этот процесс продолжаться или он уже остановился? Ведь наступление XXI века - 2001 год - рубеж условный.
На смену разобщенности приходит рост масштабов информационного контакта. Нельзя исключить, что контакт этот сможет принести и известную пользу. Но его значение следует оценивать с осторожностью.
Четвертый фактор продолжает существовать как иррациональный и неуправляемый. Необходимость управлять им, тактично именуемая «планированием семьи», еще не оказала влияния на исторический процесс.
Многое зависит от самих социальных систем.
В настоящее время мы адаптируемся к системе, не претендующей на полную разумность. Ушедшая в прошлое система, которая не уставала взывать к прогрессу и разуму, на деле отдалялась от разума с каждым годом своего существования. И это было одной из главных причин того, что она пыталась оставить на страницах истории все больше «белых пятен», а потом треснула, как полярная льдина, и ее обломки все дальше отплывают друг от друга.
Нет сомнения, пресловутые «белые пятна» истории — это обесцвеченные кровавые. И вот, есть люди, которые хотят вернуть им прежний цвет, окрасив их свежей кровью. В этом опасность экстремизма. Не менее опасна ложь о прошлом, какими бы лозунгами - демографическими, коммунистическими, националистическими - она не прикрывалась.
Можно ли бороться с пороками прошлого, используя порочные методы? По всей вероятности, нельзя. И само обращение к прошлому - какую цель оно преследует?
Эжен Ионеско говорит: «Все литераторы и почти все драматурги изобличают зло, несправедливость, отчужденность, болезнь вчерашнего дня. Они закрывают глаза на сегодняшнее зло, а прошлое зло больше изобличать нечего... Так можно лишь скрыть новую болезнь, новую несправедливость, новое мошенничество». Великий драматург прав. Это про нас.
Подведем некоторые итоги.
Общепринятой исторической теории нет. Нет и точного понимания отношения история - человек.
Широко обсуждается следующий дискурс: «Если история не обладает смыслом, то личная судьба не существует».
Тут есть три варианта.
Первый: никакого смысла в истории вообще нет. Процесс есть, но отсюда никак не следует, что он осмыслен или что жизнь его участников осмыслена - отнюдь! В существовании человека столько же смысла, сколько в существовании рыб и слонов или динозавров.
Второй вариант: процесс развития человечества существует, движутся в будущее классы, нации, государства. Вписаться в движение тех социальных образований, которые имеют наиболее яркую историческую перспективу - вот решение проблемы осмысленности индивидуального существования.
Но есть и третий путь. Жан Маритэн[8] полагает, что история обладает «собственной финальностью», которая придает ей смысл: возрастающее овладение силами природного материального мира; совершенствование человеческого бытия (путем развития цивилизации и культуры, главные факторы тут- наука, философия и искусство); актуализация возможностей, заложенных в природе самого человека. Его силы и потребности лежат в основе цивилизации, и она совершенствуется, чему конца не видно. Особо коснемся истории Кыргызстана.
Хронотоп (в смысле, придаваемом этому термину М. Бахтиным) кыргызской истории образуют современные цивилизации. Особый интерес представляет для нас цивилизация, историческое пространство которой простирается в Восточной Европе, Кавказском регионе, Северной и Центральной Азии, а историческое время еще предстоит определить. Во всяком случае, недавние исследования показали, что генетическое родство даже различных по антропологическим, культурно-языковым и иным параметрам народов выражено как будто бы более отчетливо, чем это предполагалось ранее, и это позволяет задуматься над предпосылками процессов, которые стали развертываться в исторически гораздо более поздние времена. Речь здесь идет о евразийской цивилизации.
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности