1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

А. Брудный "История: Методологические проблемы" - Страница 2

Индекс материала
А. Брудный "История: Методологические проблемы"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 


  Но все дело в том, что историческая практика всякий раз меняет образ прошлого и сам исторический процесс выступает как перманентная дина­мическая балансировка прошлого и будущего - в точке настоящего. Это точка вне времени...»[3].
  Можно сказать, что настоящее, из которого мы заглядываем в прошлое, есть иллюзорная вечность. Мы пытаемся стать по отношению к истории во внешнюю позицию, а что является внешним по отношению к истории как не вечность? Вечность - это пространство всех возможностей[4].
«Чтобы перемещаться в таком пространстве, переводя реальность из состояния потенциального (или, как сказал бы Хайдеггер, сокрытости) в состояние актуальности и присутствия, необходимо владеть осо­бой технологией... Это и есть движение из пространства вечности во время, в историю, в которой нужно родиться, чтобы её понять. Путеше­ственник, навигатор здесь неизбежно находится как бы сразу в двух пространствах: между вечностью и историей»[5].
  Но вернемся к материальным, вещественным элементам истории. Не случайно в поверьях многих народов подкова выступает как символ удачи. Это великий символ - подкова. Недаром о ней говорят, что она приносит счастье. Подкова - media, средство и посредник между живым существом и веществом, по которому пролегла дорога, протянулся путь.
  Не такова ли культура? Не является ли она вместилищем посредников?
  Отношение человека к человеку опосредовано языком, отношение человека к предмету труда - орудием труда, отношение человека к то­вару - торговцем. Даже отношение человека к Богу бывает опосредо­вано священнослужителем. В культуре отношение опредмечивается. Культура опосредует - это её способ существования. В процессе свое­го развития культура раздваивается. Происходит то, что синергетики называют бифуркацией.
  Предмет остается. Способ его изготовления, применения уходит в будущее. Самое краткое временное здесь - жизнь: подкова способна пережить и коня, и всадника. Но пути не исчезают. На них остаются отпечатки, следы.
  Историк рассматривает следы и руины. Он понимает: от прошлого остаются одни обломки. Говорят, что из них и слагается история.
  Верно ли это?
  Это смотря какие обломки.
  Михаил Бакунин говорил: от свободы нельзя отломить ни кусоч­ка - она вся окажется спрятанной в этом обломке.
  Следы истории, обломки прошлого часто стараются скрыть.
  Но как бы ни прятали обломки того, что осталось от происходивше­го на самом деле, они всё равно остаются, и их находят. Вот из таких обломков прошлого и складывается настоящая история, правдивое по­вествование о том, что было.
  Один из персонажей Олдоса Хаксли, alter ego, второе я автора, го­ворит о себе: «Я, должно быть, недостаточно цивилизован и предпочи­таю смысл. Поэтому если мне нужна философия истории, я обращаюсь к психологам»[6].
  А почему именно к психологам?
  Надо думать, не только потому, что исторический процесс включа­ет в себя мысли и поступки людей и даже состоит из них, но ещё и по­тому, что исторические факты с неизбежностью порождают собствен­ные оценки. Так они влияют на сознание людей. Люди неравнодушны к фактам. В особенности к историческим.
  Беда (но не вина) истории состоит в том, что она не в силах отка­заться от оценок. А «урок, преподнесенный нам интеллектуальным развитием человечества, ясен: науки оказались плодотворными и, следовательно, в конечном счёте - практически полезными в той мере, в какой они сознательно отходили от древнего антропоцентризма в понимании добра и зла. Мы сегодня посмеялись бы над химиком, взду­мавшим отделить злые газы, вроде хлора, от добрых, вроде кислоро­да. И хотя химия в начале своего развития понимала такую класси­фикацию, застрянь она на этом, - она бы мало преуспела в изучении веществ»[7]. Но история имеет дело не с веществами, а с существами. Человеческими существами.

 



fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 36 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263087