1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Воропаева В.А."Легендарные земляки" Фрунзе Василий Михайлович - Страница 4

Индекс материала
Воропаева В.А."Легендарные земляки" Фрунзе Василий Михайлович
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Все страницы

 

 

 


  Бабушка занималась с детьми церковно-славянским языком, отец учил их латыни. У отца было несколько медицинских книг, рисунки в которых дети рассматривали с интересом, хотя и со страхом. В библиотеке имелось еще два тома «Истории России с древнейших времен» В. Соловьева с описанием смутного времени, которую дети почему-то особенно «добросовестно» изучали. Читали также приложения к газете «Свет», состоящие, как правило, из переводных французских романов, особое увлечение вызывал «Рокамболь» Понсона де Тюррейля. Детских книг в доме не было.
  Особых развлечений ни дети, ни взрослые не знали. Разве что появятся проезжие фокусники и канатоходцы – узбеки и индусы со змеями, с обезьянами и попугаями. Нередко в Пишпеке устраивались праздники в честь каких-то знаменательных российских дат, причем происходило все это совсем рядом с домом, в Дубовом саду. А вечером для любителей драматургии самодеятельными артистами ставились спектакли.
  Редкие приезды «известных и знатных особ» вроде военного губернатора Семиреченской области или архиерея, имевших постоянное место пребывания в г. Верном (ныне Алматы),  тоже были  большим событием.
  Детей в школу отдавали с семи лет. В городе было единственное приходское училище, которое в 1892 г. было преобразовано в городское с расширенной «против прежнего» программой и с шестилетним курсом обучения вместо трехлетнего. В старших классах изучались естественные дисциплины: ботаника, зоология, минералогия и элементарные курсы геометрии и алгебры. Наличие в программе городского училища этих дисциплин выгодно отличало его от классической гимназии, в которую сыновья фельдшера Василия Михайловича Фрунзе поступили после окончания четырех классов городской школы.
  Культурная жизнь далекого провинциального города Пишпека обычно оживлялась, когда здесь появлялись новые учителя, врачи или иные образованные люди из интеллигенции. И тогда однообразная, строго регламентированная жизнь с хождением друг к другу в гости и празднованием некоторых семейных или религиозных торжеств, таких, как крестины, именины и другие, с обязательным потреблением спиртных напитков, пополнялась новыми развлечениями – «спектаклями», «кружками хорового пения и танцевального искусства».
  В доме фельдшера В.М. Фрунзе квартировал учитель   К.Ф. Свирчевский. Один раз в неделю он устраивал спевки молодежи, на которых исполнялись светские песни. Дети Василия Михайловича и их мать Мавра Ефимовна, неплохо певшая и игравшая на гитаре, принимали в них самое активное участие.
  После просмотра спектакля «Женитьба» Н.В. Гоголя, поставленного впервые в городе благодаря энтузиазму учителя К.Ф. Свирчевского, дети В.М. Фрунзе разучили роли и устраивали дома небольшие постановки, в результате которых в доме страдала мебель, особенно когда Миша, подражая персонажу пьесы Подколесину, выпрыгивал из окна.
  Осенью 1892 г. уехал учиться в город Верный старший сын  В.М. Фрунзе Константин, а через два года – и младший Михаил.
  Закончилось детство, а вместе с ним ушли в прошлое интереснейшие рассказы отца, бывшего военного фельдшера, о боевых походах русской армии, о героических подвигах русских солдат, о выдающихся полководцах. Но они глубоко запали в душу Михаила – будущего выдающегося полководца.
  Материальное положение семьи было очень тяжелым. Продолжать учебу было трудно, особенно после смерти отца Василия Михайловича. Мать Михаила Мавра Ефимовна обратилась к директору гимназии о «выдаче пособия» для оплаты обучения в гимназии. Семье было выдано единовременное пособие – 30 руб., которого хватило только на оплату учебы.
  В связи с тяжелым материальным положением, когда возникла угроза исключения детей из гимназии, Мавра Ефимовна обратилась в Пишпекское собрание уполномоченных с просьбой оказать ей помощь в воспитании детей. Среди уполномоченных были и те, кто хорошо знал фельдшера Василия Михайловича и всячески стремился помочь семье. Учитель К.Ф. Свирчевский предложил Пишпекскому собранию уполномоченных в ознаменование столетия со дня рождения А.С. Пушкина учредить ежегодное пособие в сумме 120 рублей и назначить его уроженцу Пишпека Михаилу Фрунзе. Пушкинская стипендия дала возможность Михаилу продолжить учебу в гимназии. Кроме этого, Константин и Михаил подрабатывали уроками у детей купцов и богатых чиновников и помогали матери воспитывать трех младших сестер – Лидию, Людмилу, Клавдию.
  В Центральном государственном музее Казахстана хранятся табели успеваемости ученика Михаила Фрунзе, который окончил Верненскую гимназию с золотой медалью. Здесь же прошение матери, Мавры Ефимовны, о выдаче отпускного билета сыну, отправлявшемуся на Тянь-Шань «в видах поправления здоровья и с целью собирания естественно-научных коллекций».
  Методист Алма-Атинского клуба альпинистов М. Грудзинский провел многолетние архивные, опросные и другие исследования о самой экспедиции и товарищах Михаила Фрунзе, участвовавших в путешествии на Тянь-Шань. А в 1959 г. с группой альпинистов М. Грудзинский повторил этот маршрут. В статье «По маршрутам М.В. Фрунзе», опубликованной в книге «Михаил Васильевич Фрунзе. Воспоминания родных, близких, соратников» (Фрунзе, 1969), М. Грудзинский пишет: «В одной старой книге, рассказывающей о природе и исследованиях Джетысу, есть следующие строки: «Группа гимназистов VII класса Верненской гимназии, а именно Э.Ф. Поярков и М.В. Фрунзе… с целью сбора зоологических и ботанических коллекций совершила большую поездку по области…».

 



5.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263142