1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тема XIX. Культура США XVIII - XIX веков.(4 - 2 - 6)

Тема XIX. Культура США XVIII - XIX веков.(4 - 2 - 6)

Подготовиться к короткому письменному  или устному ответу по вопросам предыдущей
лекции:                                                       

Основополагающие принципы и проблемы формирования культуры США.

1.Кризис политики евроцентризма и начало формирования мировой культуры.
2.Своеобразие и приоритеты развитие науки и образования.
Темы семинарских занятий.
Тема №1. Специфика культуры США в XVIII - XIX вв.

Вопросы:
1.Определяющие особенности культурного развития.
2.Интернациональный характер американской науки.
3.Создание национальной системы образования. Своеобразие структуры.
Задание   для   самостоятельного   изучения:   Просветительские   идеи   Б.   Франклина, Т.Джефферсона, Т. Пэйна.
1. Проанализировать материалы из работы Сидорченко Л. «История зарубежной литературы XVIII века». Использовать текст в качестве средства формирования личного отношения к истории культуры США рассматриваемого периода и подготовиться к свободной дискуссии.
Нагляднее всего значение идей Просвещения для формирования самосознания американцев демонстрируют жизнь и творчество выдающегося политического деятеля и писателя XVIII в. — Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin, 1706 — 1790).
Начав свой путь учеником типографа, Франклин к сорока годам скопил значительное состояние и смог заняться исключительно общественной деятельностью. Благодаря самообразованию он стал выдающимся философом и крупным ученым-естествоиспытателем. Литературное наследие Б. Франклина обширно и многообразно.
Для всех его произведений характерны практическая направленность и стремление связать идеи Просвещения с жизнью и нуждами американцев, что, однако, не лишает их глубины и масштабности. Так, памфлет «Скромное рассуждение о природе и необходимости бумажных денег» (1729), написанный с целью побудить британское правительство к выпуску бумажных ассигнаций, что способствовало бы развитию торговли в колониях, является выдающимся исследованием по теоретической экономике.
Наиболее значительный историографический труд Франклина «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании» (1759) замечателен не только тем, что политическое устройство колонии проанализировано в нем с позиций просветительской социальной философии, но и актуальными и конкретными выводами, обосновывающими право колонистов вести борьбу с метрополией.
В   «Заметках   относительно   дикарей   Северной   Америки»   (1784)   Франклин рассказывает о жизни североамериканских индейцев,  противопоставив своеобразный' демократизм    уклада    жизни   «ндейских   племен    государственным    структурам    и общественным нравам Европы.
На протяжении четверти века (1732 — 1757) Б. Франклин издавал пользовавшийся огромной популярностью «Альманах Бедного Ричарда». Известность альманаху принесли не заметки о сельском хозяйстве и ремеслах, не другие традиционные для подобных изданий сведения, а многочисленные изречения в стихах и прозе, «вложенные» автором в уста фермера Ричарда Сондерса.
Позднее они были опубликованы Франклином отдельным изданием — как памфлет «Наука Бедного Ричарда».    Самому Франклину принадлежала лишь часть изречений,  другие были заимствованы из европейского фольклора, из сочинений Ларошфуко, Рабле, Свифта и других писателей.
Отобранные и обработанные с позиций Просвещения, изречения стали своего рода сводом жизненных правил человека нового нвремени. Важнейшим элементом этого нравственного кодекса был отказ от религиозности. Известная фраза «На Бога надейся, но сам не плошай» не только провозглашала новое отношение к Богу и религии, но и подчеркивала самостоятельность, активность человека.
Наивысшей добродетелью, по мнению Франклина, является трудолюбие: «Усердие — мать удачи, и без труда нет добра». Об этом же и самое, пожалуй, знаменитое изречение Бедного Ричарда: «Помни, что время — это деньги». «Наука бедного Ричарда» была, безусловно, сводом практических правил жизни буржуа, высказанных с небывалой доселе открытостью. Недаром уже в XIX в. высказывания Сондерса трактовались лишь как проповедь буржуазного преуспеяния. Но в XVIII в. буржуазный пафос высказываний Франклина имел революционный характер.Следует отметить и последовательный демократизм Б. Франклина. Он решительно противопоставлял простолюдина аристократу: «Крестьянин на ногах лучше, чем дворянин на коленях. Тот, кто растет при дворе, должен начинать с ползанья». Он выражал интересы мелкой и средней буржуазии и поэтому резко возражал во время обсуждения проекта конституции против установления каких бы то ни было привилегий для крупных собственников. Бедный Ричард, «человек, создавший самого себя», не смирившийся с судьбой и добившийся благополучия трудолюбием и огромной жизненной активностью, стал первым литературным героем Америки.
Самое значительное произведение Бенджамина Франклина — «Автобиография», первая часть которой была написана в 11771 г., а вторая — в 1788 — 1790 гг. Она была опубликована посмертно в 1791 г. «Автобиография» построена в форме письма к сыну Уильяму, но явно рассчитана на широкую аудиторию. «Хотя по своему происхождению я не был ни богат, ни знатен, а первые годы моей жизни прошли в бедности и безвестности, я достиг выдающегося положения и стал в некотором роде знаменитостью... а потому не исключена возможность, что мои потомки захотят узнать, какими способами я этого достиг и почему с помощью Провидения все для меня так счастливо сложилось. Кто знает, вдруг они, находясь в подобных же обстоятельствах, станут подражать моим действиям» — так на первой же странице сформулирована дидактическая цель произведения.Воспитательная функция книги двояка. Повествуя о своей жизни, Франклин сделал примером для подражания судьбу реального человека. В согласии с предшествующей традицией «Автобиография» ориентирована на жизненную практику. С другой стороны, автор предложил читателям схему нравственного совершенствования личности и показал конкретные способы реализации этой схемы в жизни. Франклин привел перечень тринадцати добродетелей, которые, по его мнению, необходимы для морального совершенствования, таблицу, в которой он ежедневно отмечал свои успехи и неудачи, рассказал, как пытался овладеть этими добродетелями, подчиняя поставленной цели каждый поступок.
Франклин был предельно конкретен в своем рассказе, но все же схематизировал и упростил свой жизненный путь, чтобы подчеркнуть главную идею повествования: человек третьего сословия может возвыситься за счет использования всех возможностей, заложенных в повседневной жизни буржуа.
Впервые в литературе XVIШ в. был представлен герой-плебей, чей путь «наверх» не связан с отречением от своего сословия или с утопическим уходом от общества. Наоборот, возвышение героя проявлялось в первую очередь через признание его окружающими. Напомним, что первая часть произведения писалась незадолго до начала революционных событий, вторая — после победоносного их завершения, когда американская буржуазия уничтожила все преграды для своего развития и перед нею раскрылись огромные возможности. Оптимистическую уверенность американцев того времени в своих силах и выразил Бенджамин Франклин Американский мыслитель разделяет вору философов Просвещения в то, что в благоприятных условиях непременно проявятся все положительные свойства человеческой натуры. В конкретно-исторической ситуации Америки конца XVIII в. для Франклина, как и для многих других его соотечественников, главным благоприятным условием становится материальное благосостояние. Франклин понимает, что «человеку, находящемуся в нужде, труднее поступать всегда честно». Вот почему, говоря о «выдающемся положении», которого он достиг, писатель имеет в виду не только известность и уважение современников, но и нажитые капиталы.
В достижении богатства и признания ему помогают тринадцать «добродетелей», т. е. норм поведения. Они имеют сугубо светский, земной характер. Главной из них для Франклина по-прежнему является «трудолюбие», при помощи которого можно добиться и богатства, и известности. Почти все остальные добродетели подчинены трудолюбию и должны приносить практическую пользу: «бережливость», «прилежание», «соблюдение порядка», «решимость» помогают добиться успеха в делах, «умеренность» и «воздержание» сохраняют физическое здоровье. Лишь «справедливость», «искренность» и «смирение» можно отнести к отвлеченным нравственным категориям.
В этом утилитаризме видна еще одна характерная черта американского Просвещения, которое должно было решать практические задачи строительства нового общества. Американское Просвещение не проявляло интереса к эстетическим проблемам, и ни одно свое сочинение Франклин не рассматривал с этой точки зрения.
Тем не менее его заслуги перед отечественной словесностью достаточно велики. Прежде всего стиль публицистики философа — легкий, лаконичный — оказал значительное воздействие на формирование литературного языка нового времени. Главное же, в образах бедного Ричарда и героя «Автобиографии» отразились многие качества, характерные для людей эпохи. Эти образы стали первым шагом на пути американской литературы к воплощению национального характера Выдающимися публицистами были и другие видные деятели американского Просвещения. Томас Джефферсон (Thomas Jefferson, 1743 — 1826) — один из самых значительных государственных и политических деятелей США XVIII в.
С самого начала своей общественной деятельности он включился в борьбу за освобождение колоний от английской зависимости.
Как и другие американские просветители, Джефферсон избрал своим оружием публицистику. В своих памфлетах, таких, как «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), он подвергал резкой критике всю систему отношений метрополии и колоний.
Самым значительным трудом Джефферсона явился проект Декларации независимости (принята в июле 1776 г.), провозгласившей создание самостоятельного государства США. Творчески применив к американской действительности теорию «естественного права», он разграничил понятия «общество» и «государство» и обосновал для американцев, как и для любого другого народа, возможность «учредить новбе правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью». В дальнейшем Джефферсон занимал высокие государственные посты: был государственным секретарем, вице-президентом, с 1801 по 1809 г. — президентом США. Значительным вкладом Джефферсона в историю национальной литературы стали «Заметки о штате Виргиния» (1781 — 1783, опубл. в 1784 г.). Формально это ответы на вопросы секретаря французского посольства в Филадельфии. Они состоят из 23 глав, в которых автор рассказал о географии, животном мире, населении, истории, административном устройстве, традициях, экономике штата. Одновременно Джефферсон изложил здесь свои взгляды на самые важные для всей Америки проблемы. Он представил модель нового государства, выразил свое отношение к религии, рабовладению. Вместе с тем в книге можно найти живые зарисовки, яркие описания, поэтические отступления. «Заметки о штате Виргиния» стали продолжением и развитием американской традиции документальной литературы, в частности многочисленных «записок о новой земле», которые создавались колонистами на протяжении двух веков. Этой традиции Джефферсон следует и в «Автобиографии».
В отличие от одноименного произведения Франклина, она не сосредоточена на изображении личной жизни. Произведение Джефферсона является, по сути, историческими мемуарами, записками, где основное внимание уделено не личности автора, а фактам и событиям. Не менее важны для характеристики эпохи работы еще одного видного деятеля американской революции Томаса Пейна (Thomas Paine, 1737 — 1809). Англичанин по рождению, Пейн приехал в Америку в возрасте 37 лет по приглашению Франклина и там активно включился в антиколониальную борьбу. Он был и солдатом армии Вашингтона, и пропагандистом. Огромную популярность имели памфлеты, написанные Пейном в годы Войны за независимость, — «Здравый смысл» (1776) и «Американский кризис» (13 выпусков, 1776—  1783). Они были адресованы самой широкой аудитории. Пейн подробно толковал
смысл таких абстрактных понятий, как государство, право, демократия и т. д. Все общие
рассуждения он связал с американской действительностью, с конкретными событиями. Анализируя политическую обстановку, Пейн утверждал свою точку зрения эмоционально и резко. Его нападки на Англию были яростны, порой даже грубы, а прославление Америки не знало границ. Вместе с тем его сочинения логичны, просты и доходчивы по стилю. Все это и обеспечивало им известность.
В 1787 г. Пейн уезжает в Европу, сначала в Англию, а в 1792 г. — в революционную Францию. Его произведения этого времени «Права человека» (1791 — 1792) и «Век разума» (1794 — 1795) отличаются подлинно революционным духом. Памфлет «Права человека» написан в ответ на «Размышления о Французской революции» английского философа Эдмунда Берка, не принявшего событий во Франции. Опровергая рассуждения Берка, Пейн последовательно защищает принципы и установки революции, раскрывает ее причины. Памфлет «Век разума» представляет собой аргументированную и последовательную критику ортодоксальной религии. Пейн доказывает абсурдность многих библейских текстов, раскрывает их легендарный характер. Рационалистическое научное мышление приводит американского просветителя к выводу, что все «национальные церковные учреждения» являются «человеческим изобретением, предназначенным для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы». Радикализм взглядов Томаса Пейна вызвал возмущение умеренных деятелей Просвещения и в Европе, и в Америке. Вернувшись в США в 1802 г., он оказался в одиночестве и умер в нищете и безвестности.
2. Оценить предложенную информацию, подготовиться к обсуждению, сформулировать выводы для сообщения членам группы и доказательства своей позиции:
«... надо внести в нашу конституцию поправку об общественном образовании. Весь народ должен влиять на управление страной». (Т. Джефферсон)
«Богатство главным образрм зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря — не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом». (Т. Джефферсон)
«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». (Б. Франклин)
«Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы». (Б. Франклин)
«В двадцать лет человеком властвует желание, в тридцать лет — разум, в сорок лет—  рассудок». (Б. Франклин)
 «Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно учиться». (Б. Франклин)
«Будь вежлив со всеми, общителен с многими, фамильярен с некоторыми».
(Б.Франклин).                                          

«Свободные народы должны неутомимо и с ревностною бдительностью охранять свою свободу». (Б. Франклин)
«Трать на один пенс меньше, чем зарабатываешь». (Б. Франклин)
«Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?». (Б.Франклин)
«Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?». (Б.Франклин)
«Трудно вообразить, какую силу над материей может приобрести человек». (Б.Франклин)
«Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей». (Б.Франклин)
Развивая идею нравственного совершенствования, Франклин выделил 13 добродетелей, к которым должна стремиться личность: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость. Молитва Бена Франклина: «О всемогущий Боже! Щедрый Отче! Милосердный наставник! Укрепи во мне ту мудрость, которая открыла бы передо мною истину. Укрепи меня в решимости творить то, что продиктовано этой мудростью. Прими мои искренние поступки, направленные на чад Твоих, как единственное воздаяние мое за Твои неустанные заботы обо мне».

Литература:

Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2001.
История США. В 4-х тт. /Разделы: Наука и культура. М., 1983-1987.
Кертман Л.К. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
Образование в США. История и современность. М., 2004.
Становление науки в США. М., 1966.
Рогов СМ. //США. Канада : экономика, политика, культура. - 2001. - № 11. - С.3-24.
Туганова О.Э. Современная культура США. Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989.