1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Н.А.Харченко.Дисциплина: История мировой культуры.I семестр. Группа ГК–1–2006,ГИ-1–2006. Тема XVI.

Индекс материала
Н.А.Харченко.Дисциплина: История мировой культуры.I семестр. Группа ГК–1–2006,ГИ-1–2006. Тема XVI.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Культура стран Европы XVII века.(4 – 2 – 6)
Подготовиться к короткому письменному  или устному ответу по вопросам предыдущей лекции:

1.  Преобразование традиционного общества и государства.
2.  Наука как доминанта эпохи.
3.  Сложение общеевропейских художественных стилей.

Семинарские занятия.
Тема №1. Особенности позднегуманистической культуры в странах Европы.
Вопросы:

1.  Мировоззрение в культуре XVII века.
2. Научные общества и национальные школы как новые формы организации исследовательской работы и художественной культуры.
Задания для самостоятельного изучения.
Задание 1. «Культура барокко – эпоха роскоши и смятения».
Вопросы:

1.  Когда появился термин «барокко», когда  и кем он был введен в научный оборот?
2.  Как вы относитесь к таким определениям: «Барокко – это дитя, родившееся от красавицы матери (имеется ввиду античность, восставшая из праха в эпоху Возрождения), и урода отца (мрачная тень средневекового аскетизма). Дитя получилось странное, необычное,  о чем говорит само слово «барокко» в переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы». (С.Д.Артамонов); «Барокко соединило, казалось бы, несоединимые элементы: мистику и трезвость, фантастичность и рассудочность, иррациональность и чисто бюргерскую деловитость». Попробуйте доказать эволюцию этого определения.
3.      Барокко – общеевропейский художественный стиль. Объясните его своеобразные проявления в литературе, живописи, архитектуре. Приведите примеры его национальных вариантов
Задание 2. Проанализируйте предложенные материалы статьи М.С. Кагана (Каган М.С. Барокко и классицизм в истории мировой культуры // Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Вып. 17.. Спб., 2001) и  подготовьте свои варианты объяснения указанной темы.
«Век этот оказался столь сложным, пестрым, противоречивым, что не укладывается ни в одно однозначное определение, и это касается не только его искусства, но и философской мысли, и политической, и отношения к религии, и его этического и эстетического сознания. Объяснение такого состояния нужно искать прежде всего в самом материальном основании культуры.
Контрреформация, не только на уровне идеологии, но и в практических действиях инквизиции, вывела религиозные конфликты на авансцену культуры. Вот как характеризовал сложившуюся ситуацию Дж. Бернал: «Резко изменяется отношение католической церкви ко всему, в чем можно усмотреть хоть тень свободы мысли. Повсюду свирепствует инквизиция. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры: людей сжигают живьем за их веру или за их научные взгляды. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии — рождается скептицизм. XVII век входит в историю европейской культуры трагическим осознанием кризиса ренессансной веры в возможность разрешения противоречий между реальным и идеальным, человеком и Богом, природой и духом, разумом и чувством, что сделало его временем «утраченных иллюзий». В.С. Рабинович четко сформулировал произошедшее: «Как раз на стыке двух столетий в мировосприятии Шекспира происходит резкий перелом. Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения… Гуманизм Шекспира после 1600 года — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения».