1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Место встречи Талас, изменить нельзя

Индекс материала
Место встречи Талас, изменить нельзя
Страница 2
Страница 3
Все страницы

                                                                                           

 

                                                                                                         А. Какеев - академик НАН КР

 

Уважаемый читатель!

Вышла в свет книга, посвященная одной из самых актуальных проблем, связанной с выбором конфессионального пути народом Центральной Азии, в том числе кыргызами.
Книга состоит из двух концептуально взаимосвязанных частей, которые, однако, имеют совершенно самостоятельное значение. Первая часть - сугубо теоретическая, инфор­мационно-аналитическая. Вторая представляет главную, центральную часть - исключительно историческая повесть. Несмотря на это они создают цельную, единую духовную сферу времен средневековой истории Тянь-Шаня, это истоки Ислама у тюрков и кыргызов, исто­рическая роль Таласской битвы 751 г.
Следует отметить, что книга опубликова­на вовремя, поскольку необходимо «с доста­точной ясностью определить тот "отправной путь", с которого данная этническая (или иная) цивилизация начала свое развитие по избран­ному конфессиональному "маршруту", а также выделить этапы ее движения по нему»1.
"Вот уже целое тысячелетие один из древнейших народов нашей планеты - кыргызы, - пишет в предисловии В.М. Плоских,-являются достойными приверженцами Исла­ма. Представляется чрезвычайно любопыт­ным, с научной точки зрения, выяснить, почему кыргызы избрали именно эту конфессио­нальную ориентацию и остаются верными ей по сегодняшний день" (с. 3).
Естественно, что для определения "от­правного пункта" распространения Ислама у народов Центральной Азии, в том числе у кыргызов, очевидно, необходимо ответить на ряд вопросов, характеризующих их как этно­сов, а также отдельные особенности развития их духовной сферы, а именно, когда в истории впервые упоминается , например, этноним кыргыз, какая у них была вера, была ли у них письменность, литературный язык и др.
Авторы удачно справились с этой задачей. Они   утверждают,   что   этноним   "кыргыз" встречается  впервые  в  источниках, относя­щихся к III в до н.э. (201 г.). В их мировоззрении имеются следы тотемизма, фетишизма, анимизма и особенно культа Неба - Тенгри, вошедшего позднее в научный оборот, "тенгрианство". Кроме того, по свидетельству письменных памятников, у древних тюрков, кыргызов была своя письменность. Например, на памятнике "Суджи" есть такие слова: сын кыргыза. Я - Бойла Кутлуг-йарган.. сыновья! Среди людей будьте, как мой ставник! Служите Хану!...".
Не менее важно подчеркнуть, особое значение тезиса академика В.М. Плоских о том, что "однако кыргызы и другие кочевники Центральной  Азии  последовательно  отстаивали свою приверженность     автохтонным,    синкретным культам, жестко отвергая всякие прозелитические миссионерские поползновения извне"(с.3).



20.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9554729