Место встречи Талас, изменить нельзя
Индекс материала |
---|
Место встречи Талас, изменить нельзя |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
А. Какеев - академик НАН КР
Уважаемый читатель!
Вышла в свет книга, посвященная одной из самых актуальных проблем, связанной с выбором конфессионального пути народом Центральной Азии, в том числе кыргызами.
Книга состоит из двух концептуально взаимосвязанных частей, которые, однако, имеют совершенно самостоятельное значение. Первая часть - сугубо теоретическая, информационно-аналитическая. Вторая представляет главную, центральную часть - исключительно историческая повесть. Несмотря на это они создают цельную, единую духовную сферу времен средневековой истории Тянь-Шаня, это истоки Ислама у тюрков и кыргызов, историческая роль Таласской битвы 751 г.
Следует отметить, что книга опубликована вовремя, поскольку необходимо «с достаточной ясностью определить тот "отправной путь", с которого данная этническая (или иная) цивилизация начала свое развитие по избранному конфессиональному "маршруту", а также выделить этапы ее движения по нему»1.
"Вот уже целое тысячелетие один из древнейших народов нашей планеты - кыргызы, - пишет в предисловии В.М. Плоских,-являются достойными приверженцами Ислама. Представляется чрезвычайно любопытным, с научной точки зрения, выяснить, почему кыргызы избрали именно эту конфессиональную ориентацию и остаются верными ей по сегодняшний день" (с. 3).
Естественно, что для определения "отправного пункта" распространения Ислама у народов Центральной Азии, в том числе у кыргызов, очевидно, необходимо ответить на ряд вопросов, характеризующих их как этносов, а также отдельные особенности развития их духовной сферы, а именно, когда в истории впервые упоминается , например, этноним кыргыз, какая у них была вера, была ли у них письменность, литературный язык и др.
Авторы удачно справились с этой задачей. Они утверждают, что этноним "кыргыз" встречается впервые в источниках, относящихся к III в до н.э. (201 г.). В их мировоззрении имеются следы тотемизма, фетишизма, анимизма и особенно культа Неба - Тенгри, вошедшего позднее в научный оборот, "тенгрианство". Кроме того, по свидетельству письменных памятников, у древних тюрков, кыргызов была своя письменность. Например, на памятнике "Суджи" есть такие слова: сын кыргыза. Я - Бойла Кутлуг-йарган.. сыновья! Среди людей будьте, как мой ставник! Служите Хану!...".
Не менее важно подчеркнуть, особое значение тезиса академика В.М. Плоских о том, что "однако кыргызы и другие кочевники Центральной Азии последовательно отстаивали свою приверженность автохтонным, синкретным культам, жестко отвергая всякие прозелитические миссионерские поползновения извне"(с.3).
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности