1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Калинина Н.М. В поисках смысла истории человечества

Индекс материала
Калинина Н.М. В поисках смысла истории человечества
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Все страницы

 

 

 

О, внешний мир! Неистовый Адам
Готов сгноить в темницах все живое,
И все попрать, и все свалить к ногам
В стенанье, вопле, скрежете и вое.

А.Л.Чижевский

…Два полюса вещи единой видны биполярному зрению. Космическая радость и скорбь мировая тоже доступны обостренному чувствованию. Спросят, о чем же скорбеть победившему духу. Ответьте: но миллионы других, идущих во мраке, не победили. И скорбь и забота о них. Каин ответил, что он не страж своему брату. Но победитель на страже за всех, ибо несет на себе тягость мира. Поймем, наконец, что не личная она, но пространственная и общечеловеческая.

Грани Агни-Йоги

Как часто бывает, что самая лучшая, самая светлая идея, проникнув в ограниченное сознание, будучи им переосмыслена и переработана, превращается в свою прямую противоположность. Так произошло и с диалектикой Гегеля. Рациональный западный ум в лице Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) отбросил все то, что составляло величайшее космическое прозрение гениального философа, и оставил для себя то, что соответствовало материалистическому и, соответственно, атеистическому мировоззрению философии второй половины XIX в.
Энгельс писал, что «…эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества». Для нее «нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» [1].
Создатели диалектического материализма гордились тем, что придали диалектике более естественный смысл, поставив ее, образно выражаясь, с головы на ноги. Энгельс писал: «У Гегеля в диалектике господствует то же самое извращение всех действительных связей, как и во всех прочих разветвлениях его систем. Но, как замечает Маркс, “мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно”» [2].
На самом деле, как показал дальнейший ход истории, высокая философия Гегеля, преобразованная в диалектический материализм, была, хотя и неосознанно, адаптирована, приспособлена, т.е. опущена до уровня материалистического сознания Маркса и Энгельса.
Наделенный мощным аналитическим умом, Маркс смог через диалектику Гегеля рассмотреть глобальные противоречия, назревавшие в буржуазном мире – противоречия между трудом и капиталом. Уверенность в будущих научных достижениях человечества, в прогрессирующем развитии науки и техники привела его к ощущению, что наиболее мощные конфликты на Земле уже в ближайшем будущем будут развиваться между пролетариатом и владельцами фабрик, заводов и т.д. Основное разрешение этого конфликта Маркс видел в объединении пролетариата всего мира, в построении коммунистического общества на всей Земле, установлении всеобщего равенства и братства. Экспроприированные у капиталистов машины и прочий капитал должны быть обобщены и использованы для общих целей. Почва для глобального конфликта между трудом и капиталом исчезнет, поскольку «труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; …вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком (Выделено мной. – Н.М.К.)…» [3]. «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» – так диалектика Гегеля в 1848 г. преобразовалась в Манифест Коммунистической партии.

 



imga0645.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9554739