1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Джуманалиев Д. Кыргызская государственность в древнекитайских источниках.

Индекс материала
Джуманалиев Д. Кыргызская государственность в древнекитайских источниках.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

Под.ред. Какеев А.Ч. Барс-Бег, каган кыргызов. Б., 2003. С. 8-20.

 

Cреди многочисленных этносов, обитавших на просторах Цен­тральной Азии с древнейших времен, в силу различных причин нередко менявших не только места обитания, но и эт­нические имена, кыргызы являются пожалуй единственными, кто на протяжении тысячелетий сохранили этническое само­название и самобытность. Такие некогда грозные современники древних кыргызов, как гунны, саки, усуни, кипчаки, появив­шиеся позже на исторической арене тюрки, тюргеши, карлуки и многие другие, давно исчезли как этнос, поглощенные этническими образованиями.
Что же помогло выстоять нашим предкам в условиях бес­конечных войн за лидерство в Центральной Азии, опустоши­тельных походов в регион гуннов, тюрков, уйгуров, монголов, джунгаров и других завоевателей?
Исторический опыт человечества свидетельствует, что главным условием благополучного развития, сохранения са­мостоятельности и самобытности любого этноса является на­личие собственной государственности или же относительная изолированность, труднодоступность региона обитания и на­личие таких принципов общественной самоорганизации и са­моуправления, которые восполняли бы отсутствие сильной централизованной государственности.
Итак, была ли государственность у кыргызов в древности и на последующих этапах их развития? Сам факт, что кыргызы сохранились как самостоятельный этнос в течение тысячелетий, свидетельствует о наличии государственности у наших предков. Однако в последнее время, особенно в связи с президентским Указом о 2200-летнем юбилее кыргызской государственности, по этому поводу высказываются и скептические точки зрения. Их содержание сводится к следующим моментам:
•   Если кыргызская государственность имеет такую глубо­кую историю, то почему о ней раньше не говорили?
•   Не слишком ли преувеличиваются деяния и достиже­ния  предков кыргызов,   если  судить по нынешнему положению нашей страны, нашего народа в сравнении с ближними соседями?  Не основываются ли утверждения о наличии столь древ­ней кыргызской государственности на мифах, легендах, а не на исторических документах и доказательствах?
Причин слабой изученности до сих пор истории кыргыз­ской государственности немало.
Первая и главная. Историческая наука Кыргызстана форми­ровалась в советское время. Общеизвестно, что советская истори­ческая наука строго руководствовалась марксистской методоло­гией, сердцевину которой составляли формационный и классовый подходы к изучению исторических процессов. Согласно этой методологии, государства - «это организованное насилие одного класса для подавления другого». Государство возникает с рассло­ением общества на классы и является продуктом непримиримо­сти классовых противоречий. Как считал Ф. Энгельс, появление государства означало «учреждение публичной власти, которая уже совпадает непосредственно с населением... Эта публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из воо­руженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и при­нудительных учреждений всякого рода...».
Если придерживаться этого методологического подхода, то кыргызы не только в глубокой древности, но и сейчас не имеют права на свою государственность. Дело в том, что среди кыргызов в свое время было лишь родоплеменное и имущественное рас­слоение, но никогда не было классового. Почти во всех партий­ных документах 20-х годов XX в. можно найти «сетование» на отсутствие классового расслоения и классового самосознания в кыргызском обществе. В дальнейшем вся политика советской власти была направлена на создание бесклассового общества. Следовательно, расслоение кыргызского общества по классовым признакам являлось как бы нашей ближайшей перспективой, а собственная национальная государственность, согласно маркси­стской методологии - перспектива более отдаленная. Ясно, что в условиях господства формационного и классово­го подхода и репрессивного режима уже сам «поиск» государ­ственности у кыргызов, не имевших классового расслоения, воспринят как грубейший отход от марксистской методологии со всеми вытекающими отсюда последствиями.