1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Христочевский С. А. Цели и индикаторы информатизации образования

 http://ito.edu.ru/

Всему педагогическому сообществу необходимо ясно представлять цели информатизации образования на всех уровнях: овладение информационными технологиями (ИТ) и информационной культурой для жизни в информационном обществе, существенное ускорение в изучении отдельных предметов общеобразовательного цикла, формирование и использование информационного образовательного ресурса на протяжении всей жизни, в том числе с использованием дистанционного образования и т.д.
Использование ИТ может коренным образом изменить процесс обучения и самообразования, например, подготовку рефератов по определенным предметам или сочинений по литературе, позволит повсеместно ввести элементы креативного образования. За счет использования современных мультимедийных технологий при подготовке электронных версий учебных материалов увеличится контингент получающих хорошую подготовку в средней школе. Так, средства массовой информации сообщают (по данным института Гэллапа), что только 10% населения способно учиться по текстовому материалу. В то же время необходимо представлять и отрицательные стороны ИТ (например в Интернете), а также невозможность использования их при преподавании отдельных предметов.
Как мы обычно оцениваем положение дел в области информатизации образования? В докладе рассматривается текущее положение стран большой семерки по материалам исследований, проведённых в 1998 г. [1]. В таблице приведены ориентировочные цифры по некоторым показателям.

Индикатор

Лидеры

Отстающие

1

Компьютеров на 100 учащихся в начальной школе

Канада (11,1), США (10,0)

Германия (0,6), Япония (2,2)

2

Компьютеров на 100 учащихся в средней школе

Канада (14,3), Великобритания (13,0)

Италия (2,3), Германия (3,6)

3

Процент "старых" (более пяти лет) компьютеров в средней школе

Франция (50), США (36)

Германия (20), Италия (22)

4

Выход в Интернет средних школ (% школ)

Канада (87), Великобритания (75)

Италия (15), Япония (18)

5

Наличие хотя бы одного мультимедиа компьютера в средней школе (% школ)

США (85), Великобритания (95)

Германия (20), Япония (14)

6

Компетентность учителей (по ИТ) в преподавании информационных технологий (в %)

США (93), Великобритания (91)

Япония (43), Франция (50)

7

Компетентность учителей (предметников) в использовании информационных технологий (в %)

Великобритания (63), Япония (54)

Франция, Германия — очень низкая

В качестве основных параметров (индикаторов), показывающих состояние информатизации образования обычно используются количественные показатели, характеризующие, в первую очередь, технические средства. Автор считает, что приоритетными должны являться наличие целевых программ информатизации образования на всех уровнях (от конкретной программы для рядового учителя до национальной концепции информатизации образования), подготовка учителей и их компетентность, наличие сертифицированных (или хотя бы рецензируемых независимыми группами) учебного программного обеспечения и электронных учебников [2], наличие информационных образовательных ресурсов в Интернете и обеспечение доступа к ним преподавателей, разработка и наличие методик преподавания по электронным учебникам и т.д.
Наличие таких индикаторов позволит разрабатывать наиболее эффективные программы информатизации образования на всех уровнях.

Литература:

  1. The Orbit Report. Information Technology Provision in Primary and Secondary Schools in The Group of Eight (G8) Nations and other representative Nations (1998). The Advisory Unit: Computers in Education, UK, Hatfield, 1999, p. 190.
  2. Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Стр. 202—213. В сб. "Системы и средства информатики", вып. 9. — М: Наука. Физматлит,1999.

 

 

5.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 51 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8741768