1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Ю.Б. Минина Информационные технологии в межпредметных проектах образовательной деятельности

http://www.ssu.runnet.ru 

 

 

В настоящее время польза компьютерной поддержки преподавания различных школьных дисциплин очевидна. При этом не следует забывать, что компьютер это многоцелевой и мощный инструмент, с помощью которого учитель может качественно изменить процесс познания, привести к росту интереса к тем школьным предметам, в преподавании которых используется компьютерная поддержка школьных дисциплин.

Основными задачами школьного курса информатики являются формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся стать полноправными участниками информационного общества, и совершенствование частных предметных методик средствами изучаемых в информатике новых информационных технологий. Первая из них обычно именуется теоретической задачей школьного курса информатики, а вторая - прикладной.

Заметим, что проблема изучения информатики в школе не должна сводиться только к обучению программирования. Необходимо сформировать у учащихся такую манеру мышления, которая позволит им строить модели изучаемых явлений, исследовать их. Тогда проблема формирования компьютерного мышления становится не только (и не столько) курса информатики, но и всех изучаемых дисциплин (математики, физики, биологии и т.д.).

Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества.

Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.

В данной статье частично рассматриваются наиболее актуальные формы по использованию и рациональному наполнению содержательной информацией, информационные ресурсы в учебном процессе.

Центральное место в программном обеспечении обучения той или иной дисциплине занимают обучающе-контролирующие программы (электронные учебники - ЭУ) и компьютерные учебные пособия (электронные словари, энциклопедии, компьютерные практикумы по тематике курса, игровые и др.), в разработке которых нередко принимают участие лучшие педагоги-дидакты, специалисты-предметники, программисты, психологи, художники-дизайнеры. Как правило, большинство обучающих программ выпускаются на компакт-дисках, хотя начинают появляться аналогичные издания и в Интернет.

Электронный учебник, как правило, представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Важной частью эффективной интеграции новых информационно-коммуникационных технологий и учебного процесса, связанных с использованием компьютерных программ различных типов во многом зависит от того, насколько точно преподаватель способен оценить возможности имеющегося программного обеспечения, его соответствие конкретным образовательным потребностям учащихся и сделать работу с компьютерными программами органичной частью процесса обучения предмету.

В связи с этим у учителей возникает основная трудность в подготовке конкретного урока, что среди огромного многообразия «обучающих» программ только ничтожное количество связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса средней школы и образовательным стандартом. По нашему мнению, для устранения этих недостатков, на сегодняшний день наиболее эффективным способом наработки электронных образовательных ресурсов является другой подход, при котором учитель, используя базу специализированных сред и программ (PowerPoint - создание презентаций; Tester, Oprosnik, Ascatest - разработка тестов; DemoShild, Multimedia Toolbook - разработка собственных обучающе-контролирующих программ по предмету; CorelDraw - создание растровой и векторной графики и др.) основу своего учебника может составить собственным информационным наполнением, поскольку их разработка в этих средах не требует знания каких-либо языков программирования, однако необходимо обладать пользовательскими навыками работы на компьютере на высоком уровне.

В соответствии с вышеизложенным, следует отметить целый ряд характеристик, присущих компьютерным учебным материалам:

интерактивность (способность обеспечить практически мгновенную обратную связь);

повышение производительности поиска (способность быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен);

экономия времени при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

принцип наглядности и доступности (не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д. - именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий);

настройка на конкретного обучаемого (способность быстро, и в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу);

принцип актуализации информации (возможность обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернет).

Для изучения предмета огромные возможности представляет и Интернет. Сегодня интеграция интернет-технологий и образования способствует формированию новой роли учителя, который в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов, но и выступает в роли советника-консультанта, помогая учащимся понять сам процесс обучения.

Целесообразность применения ресурсов сети Интернета как источника информации обусловлена его огромным информационным потенциалом, способный не только удовлетворить потребность учителя и учащихся в информационном наполнении учебных дисциплин, ликвидировав «информационный голод», но и существенно изменить методики их преподавания, а также сформировать у учащихся навыки целенаправленного отбора информации.

Второй аспект использования Интернета обусловлен его применением в качестве способа общения - организации реальной коммуникации с партнерами, коллегами и единомышленниками. Например, для изучения иностранного языка реальная коммуникация представляет наибольший интерес вне языковой среды, поскольку дает возможность общения с носителями языка с помощью телекоммуникационных технологий и осуществляется в рамках проектов.

Третьим аспектом использования Интернета является организация дистанционного обучения, которое позволит педагогическому и ученическому коллективам:

максимально активизировать самостоятельную деятельность;

получить доступ к учебным заданиям по самым различным дисциплинам, размещенные на общедоступных сайтах;

изучать учебную дисциплину в режиме и темпе, удобном для обучаемого (например, актированные дни);

предоставить образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями посещения школы в очном режиме (инвалидность и др.);

участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности.

Одним из направлений такой работы является построение школьного курса информатики с использованием метода проектов. Именно на уроках информатики в рамках проектной деятельности учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными полезными задачами с использованием информационных технологий, которые так необходимы для успешного дистанционного обучения и участия в Международных, региональных телекоммуникационных проектах.

Таким образом, успешное решение задачи информатизации образования напрямую обуславливается таким важнейшим фактором как уровень информационной культуры педагогических кадров, т.е. хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения.

Однако еще рано говорить о всеобщей грамотности работников образования в области использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

Во-первых, существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики.

Во-вторых, решение данной проблемы преподавателям кафедры информационных технологий Норильского института повышения квалификации видится в обучении педагогов (учителей, руководителей методических объединений, завучей, директоров школ) в рамках специально организованных курсов на базе нашего института:

«Компьютер в профессиональной деятельности»;

«Электронные таблицы MS Excel»;

«Основы работы в сети Интернет»;

«Создание мультимедийных презентаций - MS PowerPoint»;

«Технология компьютерного сопровождения образовательного процесса»;

«Использование средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога».

В-третьих, преподавателями кафедры информационных технологий разработаны и разрабатываются ряд методических пособий и рекомендаций для работников образования, учителей и методистов, специфика которых учитывает многие качества: статус, возрастные особенности, психологический барьер в общении с компьютером.

Обосновывая применение компьютерных технологий в учебном процессе, на первом этапе требует накопления фактического материала по применению данных технологий.

В дальнейшем потребуются усилия специалистов разных областей науки для психолого-педагогической оценки компьютерных методов обучения и выявления общих закономерностей при их применении. Необходима интеграция усилий специалистов многих научных и технических профилей, так как кроме всего прочего необходимо усовершенствование компьютера как

самостоятельного устройства и написание компьютерных программ.

4

Примечания:

Первин Ю.А. Информатизация начальной колы: от концепции к содержанию // Информатика и образование. 2003. № 11. С. 84-88.

Кривошеев А . О .  Электронный учебник - что это  такое ? // Университетская книга, 1998.

Николаева В.Д., Ушницкая В.В., Нестерова А.С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. // Информатика и образование. 2003. № 7. С. 112.

Бойко Г.М., Дубровская Е.Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации. // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2000. С. 124-128.

Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, КГУ, 1999.

Бойко Г.М., Титова Е.В. Дистанционная проверка знаний: школа - вуз. Опыт дистанционного образования в средней общеобразовательной школе № 103 г. Железногорска.// Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск. 2000.С.113-114

 

 

10.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8681471