1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Суховиенко Е.А. Электронный учебник и требования к нему - Страница 5

Индекс материала
Суховиенко Е.А. Электронный учебник и требования к нему
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

С целью систематизации материала учебника, а в дальнейшем для осуществления тематического контроля, в состав электронного учебника нами были добавлены обобщающие параграфы по каждой главе, в которых была представлена в сжатом виде структура содержания главы. Совокупность обобщающих параграфов охватывает содержание государственного образовательного стандарта, соответствующее данному году обучения. 
Электронная модель учебника содержит все его базисные положения и все имеющиеся связи между ними, то есть по сути представляет собой учебный тезаурус. Структурная формула позволяет существенно углубить и расширить представления о содержании и структуре учебника, об отношениях, связывающих логические элементы текста. Использование электронного учебника позволяет учителю увидеть узловые моменты курса, связанные наибольшим числом отношений.
Электронный учебник применяется непосредственно в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний, а также для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов и т.д. во внеурочное время.
Одной из функций электронного учебника является мониторинг, то есть отслеживание и интерпретация текущих и итоговых результатов процесса обучения. Для создания системы контроля нами были выбраны тесты как наиболее оперативная, массовая и объективная форма проверки. Электронный учебник дает возможность создавать тесты как для текущего, так и для тематического контроля. В основу первых были положены структурные формулы соответствующих параграфов, а для тематического контроля использовались введенные нами в состав учебника обобщающие параграфы. Тесты содержат несколько заданий для проверки усвоения каждой структурной единицы, что обеспечивает надежность и полноту проверки знаний и умений учащихся. Таким образом, сама технология разработки тестов обеспечивает их валидность: каждое задание проверяет именно те знания и умения школьников, которые должно проверять.
Тесты были созданы в трех вариантах с возрастанием уровня сложности, причем первый вариант соответствует обязательному уровню подготовки учащихся, описанному в государственном образовательном стандарте. Согласно теории тестирования использовались тестовые задания четырех типов: закрытого, открытого, на соответствие и на знание последовательности.
Итак, главными особенностями разработанных нами электронных учебников являются структурирование учебного материала и наличие мониторинга процесса обучения, основу которого составляет созданная в соответствии со структурной формулой система тестового контроля.
Электронный учебник представляет собой педагогическое программное средство, реализуя мультимедийные возможности компьютера: цветные динамические иллюстрации, звук, фрагменты уроков и т.д. Он обладает необходимыми атрибутами учебника: систематичным изложением содержания обучения, наличием таких структурных элементов как собственно учебный текст, аппарат ориентировки (оглавление и система ссылок), иллюстрации, аппарат организации усвоения (образцы решений задач).

Литература
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2. Беспалько А.А. Технологические подходы к разработке электронного учебника по информатике: Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.
3. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.
4. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения/ под ред. И.Я.Лернера, Н.М.Шахмаева. М.: изд-во РАО, 1992. - Ч.1.
5. Краевский В.В., Лернер И.Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980. - Вып.8. С.34-49.
6.  altКривошеев А . altО .  altЭлектронный учебник - что это  altтакое ?// Университетская книга. 1998. №2. С.13-15.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
8. Меламуд М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998. 9. Монахов В.М. Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы // Вопросы психологии. 1988. №2. С.27-36.
10. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения// Педагогика. 2000. №5. С.7-13.
11. Свинцов В.И. Логические аспекты совершенствования учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1977. Вып.5. С.23-48
12. Смирнов А.Н. Проблемы электронного учебника // Математика в школе. 2000. №5. С.15-16.
13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: изд-во "Барс", 1997.
14. Христочевский С.А. Методические основы проектирования электронных учебников // Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий: Сб. докладов, сообщений. М., 1998. С.9-17.

 

 



fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 26 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263128