1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Суховиенко Е.А. Электронный учебник и требования к нему - Страница 2

Индекс материала
Суховиенко Е.А. Электронный учебник и требования к нему
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

В настоящее время получила распространение идея антропоцентричной школы, в которой на первом плане оказываются интересы ребенка. Реализация этой идеи требует нового подхода ко всем компонентам учебно-воспитательного процесса. М.А.Холодная [13] предлагает изменить психологический статус учебника и превратить его в интеллектуальный самоучитель. Это позволит облегчить работу учителя по подготовке урока и соответственно высвободит ему время для индивидуальной работы с детьми, расширит сферу учебной деятельности ребенка, обеспечит индивидуализацию учебной деятельности в соответствии с его складом ума. Создание такого учебника требует учета психологических механизмов интеллектуального развития ребенка, особенностей состава и строения его ментального опыта и ориентации интеллектуальной деятельности ученика на развитие компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума.
По мнению большинства авторов, электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному предмету, курсу или разделу, позволяющий самостоятельно или с помощью преподавателя освоить данный курс [1; 6; 8; 10; 14].
Достаточно подробно в литературе освещены требования к электронному учебнику. Все требования условно можно разделить на несколько групп. Первая и важнейшая - требования к учебному материалу. Обращается внимание на полноту его изложения [6; 7; 12], позволяющую изучить соответствующий учебный курс, и необходимость особого способа изложения - структурирования материала [7; 8; 14]. Последнее согласуется с точкой зрения В.В.Краевского и И.Я.Лернера [5], считающих структурирование информации в учебном материале важным дидактическим основанием не только успешного усвоения знаний, но и отбора их в заданной или принятой автором учебника системе. Первый признак структурирования состоит в том, что знания предъявляются в их ближайших взаимосвязях с другими, уже усвоенными знаниями; другой признак требует изложения изучаемых объектов как системы взаимосвязанных элементов, а каждого объекта - как элемента системы с определенной структурной связью. Логическое строение учебного материала является эталоном мышления для учащихся. По Ж.Пиаже, для школьника логика школьного учебника - "мораль мысли". Поскольку в массовой школе логике специально не обучают, то необходима передача принципов и методов логического мышления в содержании и структуре учебника [11]. Как отмечает Д.Ш.Матрос, структурное представление содержания материала в учебнике служит основой для развития общеучебных интеллектуальных умений учащихся [7]. Структурирование учебной информации позволяет учесть психологические особенности формирования понятий, поскольку, по Л.С.Выготскому, каждое понятие существует только в системе понятий, а система суждений, в которых раскрывается содержание понятия, содержится в свернутом виде в его структуре [13].



01.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9263146