1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Балыкина Е.Н. Об определении электронного учебного издания по социально-гуманитарным дисциплинам

Индекс материала
Балыкина Е.Н. Об определении электронного учебного издания по социально-гуманитарным дисциплинам
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

 

http://ito.edu.ru

Начало ХХI века ознаменовалось массовым производством программных продуктов образовательного характера и их востребованностью не только естественнонаучными, но и социально-гуманитарными дисциплинами. От кустарной индивидуальной разработки осуществлен скачек к изданию электронной учебной продукции и использованию ее в вузовских и школьных медиатеках, на образовательных порталах.
Остро встал вопрос о понятии, научном определении, типологии, сущностных характеристиках, структуре и концептуальной модели программного продукта учебного назначения – электронном учебном издании (ЭУИ), электронных учебника (ЭУ) и учебного пособия (ЭУП). С одной стороны, ЭУИ является учебным изданием, следовательно, надо дать общее понятие и определение, исходя из топологии учебного издания, с другой — электронным изданием, значит его нужно понимать и трактовать исходя из понимания и определения электронного издания, с третьей — как ведущие специалисты в области создания и применения ЭУ и ЭУП, так и молодые педагоги и разработчики дают свои понятия и определение, структуру и модель ЭУИ.
Проблемами теории и практики электронных учебных изданий занимались М.И. Беляев, В.М. Вымятин, С.Г. Григорьев и др.[1], Ю.Г.Древс [2], А.С. Демушкин и др.[3], П.Б.Залманов [4], Л.Х. Зайнутдинова [5],.В.А. Каймин [6], А.О. Кривошеев [7], А.В. Осин [8] и др., применительно к социально-гуманитарным дисциплинам — А.В. Кириллов [9], Н.В. Самарина, Т.С. Антонова и А.Л. Харитонов [10], О.М. и Л.А. Штомпели [11], Н.В. Евтюхин, Н.Г. Горелова, Ю.Ю. Юмашева, Т.В. Евдокимова и А.В. Штыров, А.Ф. Оськин [12], З.О. Джалиашвили [13], Е.Н. Балыкина [14], С.А.Христочевский [15] и др.  Общепринятого определения понятия “электронный (компьютерный, мультимедийный) учебник” пока не существует, хотя уже введен 1 июля 2002 г. ГОСТ [16] по электронным изданиям и инструкция (приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646), которая является основным документом Минобразования России, содержащим определения понятий и правила технической, учебно-методической, эргономической и содержательной экспертизы учебных электронных изданий [17].

 

 


Автор попытается предложить собственное видение электронного учебного издания в приложении к социально-гуманитарным дисциплинам.
Электронное учебное издание для изучения социально-гуманитарных дисциплин — электронная обучающая система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, дающая возможность в диалоговом режиме, как правило, самостоятельно освоить учебный курс или его раздел с помощью компьютера — строится по модульному принципу с открытой архитектурой. ЭУИ должно содержать, по возможности, три составляющих: информационно-демонстрационную — для предъявления учебной информации четырех уровней (1 – в вербализованной форме, т.е. только тексты; 2 — в вербализованной и невербализованной, т.е. образной форме статичной двух- и трехмерной графики; 3 — мультимедиа в виде трехмерной динамичной графики, видео- и аудио, анимации и лишь частично в вербализованной форме; 4 — виртуальной реальности); практическую — для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания, умения и навыки на репродуктивном и/или на продуктивном уровнях, исходя из таксономии целей; диагностирующую — для контроля знаний. В ЭУИ должны быть реализованы “дружественный” интерактивный интерфейс, а также развитый анализатор ответов обучаемых и блок для сбора и обработки статической информации (истории обучения). ЭУИ должно быть представлено, прежде всего, а) совокупностью отдельных компьютерных учебных программ (КУП) — модулей — с окаймляющими блоками входного и выходного тестирования уровня знаний темы (раздела) с целью определения индивидуальной трассы изучения каждой КУП; а также б) модулем обучения пользованию компьютером с максимально дружественным интерфейсом, "погружающим" обучаемого в состояние повышенного психологического комфорта, что особенно важно для студента-гуманитария; в) обучению правилам работы с каждой КУП (напр., с тренинговой КУП, моделирующей КУП, игровой); г) модулем психологического тестирования, которое позволяет выявить психофизиологические характеристики, влияющие на обучение; д) адаптации к обучаемым, в зависимости от их психофизиологических характеристик; е) модулем релаксопедии. Кроме того, учитывая объемность, к ЭУИ могут подключаться дополнительные или расширенные компоненты (объемный глоссарий, мощная поисковая система, обширный справочный материл, хрестоматия и др.).
Детальное описание ЭУ и ЭУП (минимального и максимального дидактического ядра учебного модуля и его звеньев – “цель-теория-практика-контроль-ориентир на будущее обучение” и др.), структуры, психолого-педагогических требований к ЭУИ требует отдельного рассмотрения. Проблема понятия “что есть электронный учебник”, его сущностных характеристик и концептуальной модели требует дальнейших обсуждений.


 

 

Литература:

  1. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Беляев М.И., Вымятин В.М., Григорьев С.Г. и др. Томск, 2002. С.78.
  2. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. — М, 2000. 255 с.
  3. Демушкин А.С., Кириллов А.И., Сливина Н.А и др. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. – 1995. – № 3. – С. 18.
  4. Залманов П.Б. Интерпретация содержания образования в программном продукте “Электронный учебник” / VIII Межд. конф. “Применение НИТ в образовании”. — Троицк, 1997. — C.146-147.
  5. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примете общетехнических дисциплин). – Астрахань, 1999. – 71 с.
  6. Каймин В.А. Электронный учебник информатики / V Межд. конф.-выставка “ИТО-95”: Сборник трудов участников конф. — М., 1995.
  7. Кривошеев А.О. Электронный учебник — что это такое? // Университетская книга. — 98. — № 2. — С. 13-15.
  8. Осин А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий / XI Межд. конф.-выставка “ИТО-2001”: Сборник трудов участников конференции. Часть VI. — М, 2001. С. 19
  9. Кириллов А.В. Новые информационные технологии в базовом гуманитарном образовании / Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. Межвузовская научно-методическая конф. Тезисы докладов. — М., 1995. С.18-20.
  10. Самарина Н.В. Создание гипертекста в процессе работы над электронным учебником по истории / Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб.ст. / Под ред. В.Н.Сидорцова, Е.Н.Балыкиной. — Мн., 1999. (Педагогические аспекты исторической информатики; Вып.1). C. 195-200.
  11. Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Компьютерный учебник “Культурология”: методическое обоснование / Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. Межвузовская научно-методическая конф. Тезисы докладов. — М., 1995. С.36.
  12. Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Материалы к международной научной конф. В 2-х т. Т.2. — Мн., 2001. (С. 72-185. Педагогические аспекты исторической информатики; Вып.2)..
  13. Джалиашвили З..О., Кириллов А.В. Компьютерное сопровождение учебника по истории // ИБ АИК. № 23. — М., 1998. С. 210-211.
  14. 14. Информационное обеспечение исторического образования: Сб. ст. / Под. ред. В. Н. Сидорцова, А. Н. Нечухрина, Е. Н.Балыкиной. – Минск-Гродно, 2003. — 194 с. (Педагогические аспекты исторической информатики; Вып.3).
  15. Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий // Системы и средства информатики: Вып. 9 / Под ред. И.А.Мизина. — М., 1999. — С.202-214.
  16. ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные выходы и выходные сведения. Дата введения 2002.07.01
  17. Извлечения из инструкции о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания (приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646).

 

 

13.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 36 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9268800