1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

А.Г.Глебов, Д.В. Долгих, И.Е. Сафонов Дистанционное обучение: некторые проблемы технологического..

 http://kleio.asu.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Проблемы дистанционного обучения (ДО) в последнее время все больше привлекают к себе внимание общественностиBookmark:_1( 1). Не является исключением и историческое образованиеBookmark:_2( 2). Однако в виду того, что ДО активно пропагандируется во многих учебных изданиях, пользуется все возрастающей поддержкой государственными органами управления образованием, а также активно финансируется различного рода фондами, растет и количество спекуляций на эту тему. Под дистанционным образова-нием зачастую представляют все что угодно - от вузовского сайта с информацией, недостаточной даже для того, чтобы понять, чему же там учат, до переведенного в HTML-формат учебника. Тем не менее, на сегодняшний день уже сложилась концепция ДО, которая отражена в нормативных документахBookmark:_3( 3).

Согласно этой официальной концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, последнее строится следующим обра-зом: учебный центр, как основная структура ДО; информационные ресурсы, состоящие из учебных курсов, методических и других подобных материалов; средств обеспече-ния технологии ДО (организационных, технических, программных и др.); преподава-телей и обучающихсяBookmark:_4( 4).

На кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского госуниверситета в рамках гранта Программы поддержки кафедр Мегапроекта "Развитие образования в России" Института "Открытое Общество" начата разработка системы дистанционного образования, обес-печивающая выполнение следующих основных функций: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного ма-териала; оценку знаний и навыков обучаемых в процессе обученияBookmark:_5( 5). Предполагается, что данная система будет использовать для доставки комплекта учебно-методических материалов как ресурсы Интернет, так и возможность предоставления основного массива информации обучаемому на CD-ROMеBookmark:_6( 6). В последнем случае ее обновление, общение обучаемого с преподавателем и с учебным центром, а также тестирование осуществляется посредством использования Интернет.

Реализуемая система ДО включает в себя три основных подсис-темы: формирования адаптивного учебного материала, контроля, статистики, каждая из которых отвечает необходимым условиям. Попытаемся представить работу данной системы на примере конкретного специального курса "Основные проблемы истории раннесредневековой Англии".

Подсистема формирования адаптивного учебного материала включает в себя реализацию следующих основных задач:

  • адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых по уровню знаний и скорости прохождения материала;
  • разгрузку преподавателя от ряда трудоемких повторяющихся операций, связанных с предоставлением учебного материала.

С одной стороны, подсистема частично разрешает проблему ин-дивидуального подхода к каждому обучаемому, с другой стороны, предоставление ма-териала происходит один раз при возможности его дальнейшей корректировки и со-вершенствования.

Важным положительным фактом является и то, что подсистема будет адаптивна настолько, насколько детализируемым будет учебный материал.

Оптимальной формой видится традиционное предоставление учебного курса как ряда лекций, объединяемых в одну или несколько тем (или раз-делов). Каждая лекция представляет собой совокупность текстового материала и мультимедийных иллюстраций. Лекции сопоставляются по одному или нескольким при-знакам (например, хронологическому), по которым структурируется учебный матери-ал. Это обеспечивает быстрый доступ к конкретной лекции. В лекциях отдельные слова и их сочетания могут быть ключевыми и обеспечивать, подобно гиперссылкам, переходы по учебному материалу и другие действия. Важной составляющей учебного курса, позволяющей говорить о нем как о дистанционном, является компонента, обеспечивающая связь с учебным центром для получения рекомендаций по изучению учебного материала, обновлений и дополнений к учебному курсу.

В связи с этим, в содержательном отношении спецкурс "Основ-ные проблемы истории раннесредневековой Англии" в рамках программы дистанционно-го образования, с одной стороны, должен предполагать максимально возможное со-хранение теоретического и конкретно-исторического наполнения традиционного лек-ционного курса, а, с другой, не может и не должен дублировать последний. Исходя из этого, предлагается ограничить количество учебных тем десятью-двенадцатью, сосредоточив внимание на узловых вопросах истории Англии в раннее Средневековье. Таковыми могли бы стать следующие проблемы:

  • Периодизация истории раннесредневековой Англии.
  • Географические и природно-климатические условия Англии в период раннего средневековья.
  • Источники по истории Англии V-XI вв.
  • Основные историографические проблемы истории раннесредневековой Англии.
  • Политическая история Англии в V - середине IX вв.
  • Альфред Великий и его преемники: политическая история Англии во второй поло-вине IX - первой половине XI вв.
  • Религия и церковь в Англии в V-XI вв.
  • Хозяйственно-экономический строй Англии в V-XI вв.
  • Социальное развитие англосаксонского общества.
  • Государственно-политический строй Англии в V-XI вв.
  • Культура Англии в V-XI вв.
  • Англия и Европа в V-XI вв.

К настоящему времени подобная структура курса в течение 4 лет апробирована при чтении указанного спецкурса в рамках специализации по ка-федре истории средних веков и зарубежных славянских народов ВГУBookmark:_7( 7).

Приведенные темы, разумеется, ни в коей мере не претендуют на полное и всестороннее освещение всех политических процес-сов, проходивших на территории Англии в течение III-IX столетий. Вместе с тем, на рассмотрение учащихся выносятся некоторые кардинальные сюжеты раннесредневе-ковой истории Англии, освоение которых дает возможность составить вполне адек-ватное представление о том, как происходило преобразование римской Британии в англосаксонскую Англию.

Подсистема формирования материала взаимодействует с подсис-темами контроля и статистики. Связь с подсистемой контроля позволяет при форми-ровании материала учесть навыки и ранее полученные знания обучаемого. Это свой-ство дает возможность исключить избыточность предоставленного материала. Вместе с тем, обучаемый имеет возможность выбора формы изучения материала. Это может быть как полный объем лекций по курсу, так и некоторая их часть в зависимости от ранее полученных знаний обучаемого, а при определенном виде контроля (чаще всего самоконтроле) может быть представлено в виде пояснений к неправильным ответам.

При составлении материала для дальнейшего его использования в системе ДО перед преподавателем ставятся следующие задачи:

1) с одной стороны, необходимо учесть принцип научности, предполагающий отражение в соответствующих учебных курсах наиболее достоверных, значимых как в теоретическом, так и практическом отношении, научных данных;

2) с другой, необходимо руководствоваться собственно педа-гогическими соображениями и критериями, если иметь в виду доступность отбираемо-го материала, его системность, последовательность, стабильность, связь с практи-кой, возможность при необходимости реализации воспитательных и развивающих функ-ций обучения, оптимальность межпредметных и внутрипредметных связей;

3) разбиение подобранного учебного материала на части мини-мальной детализации: лекции - абзацы - подпункты, а также ссылки на другие сай-ты, понятия, другие единицы смысловой части, одновременно определение их связи и степень сложности (или "веса"), которая может оцениваться по произвольной и наи-более приемлемой для преподавателя шкале, используемой затем при контроле (на-пример, 10-ти или 12-ти балльной). Связи выполняют очень важную функцию, показы-вая студенту структуру зависимых смысловых частей, по которым в процессе тести-рования он показал неудовлетворительные знания. Некоторые разделы могут входить в несколько связок;

4) установка последовательности уровней изучения дисциплин, разделов и лекций, для предупреждения их пропуска и обеспечения связанности изу-чаемого материала.

 

Такой подход позволяет оптимизировать про-цесс повторения пройденного материала, помогает обучаемому выявить "слабые мес-та" в его знаниях, что, в итоге, повышает адаптивность автоматизированных систем обучения.

Приведем пример конкретного содержания и оформления не-скольких фрагментов одной из лекций курса "Политическая история Англии в V - се-редине IX вв."Bookmark:_8( 8):

< 1. Англосаксонские племена на континен-те.

(1) К рубежу IV-V веков Британия, бывшая в это время одним из двенадцати диоцезов Западной Римской империи, начала подвергаться все более усиливающемуся внешнему давлению со стороны различных варварских наро-дов. При этом важно подчеркнуть, что атаки варваров на римскую Британию в по-следние годы ее существования обрушивались в основном с двух сторон: с севера нарастала опасность нападения кельтов, главным образом, пиктов и скоттов; с юга и востока - германцев, прежде всего, англосаксов, входивших в группу северо-западных германских племен (хотя в этот период, видимо, сам тер-мин "англосаксы" достаточно условен).

(2) Позднеримский историк Аммиан Марцеллин, опи-сывая события в империи в 367-368 годах, указывает, что в это время пикты делились на две племенные группы, что подтверждается и сообщением Беды Поч-тенного, который называет их соответственно "северными" и "южными" пиктами. К началу V столетия они занимали практически всю территорию нынешней Шотландии, создав здесь несколько своих протогосударств, постоянно враждовавших между со-бой, но совершавших вместе опустошительные набеги на северные районы римской Британии....

2. Постримская Британия и англосаксонское завоева-ние.

(15) Британия являлась частью Римской империи почти че-тыре столетия, образуя первоначально отдельную ее провинцию. В период правления Александра Севера она была разделена на две, а позже на четыре провинции, вместе составлявшие один из двенадцати диоцезов империи, и объединялись с Галлией, Нар-боннской Галлией и Испанией в единую префектуру.

(16) В течение всей эпохи римского владычества Британия фактически постоянно делилась на два района: мирный, романизированный, который включал юго-восток и центр страны, и военный, где римляне поддерживали систему военных крепостей, соединенных хорошими дорогами и имеющих сильные гарнизоны. Кроме того, им приходилось охранять северную границу, для чего во втором столе-тии был построен так называемый вал Адриана, а в третьем - вал Антонина, которые своими фортами защищали романизированные регионы Британии от нападений уже упоминавшихся кельтских племён пиктов и скоттов....

4. Начальный период экспансии викингов в Анг-лию.

(41) "От севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли" - так откликнулся на одно, на первый взгляд, малозначительное событие 793 года видный деятель Каролингского Возрождения Алкуин, в свою очередь цитировавший ветхозаветного пророка Иеремию. Что же это было за событие?

(42) В "Англосаксонской хронике" расска-зывается, что 8 июня 793 года "язычники" обрушились на монастырь Св. Кутберта, расположенный на небольшом острове Линдисфарн у северо-восточного побережья Англии. Монахи погибли под ударами их мечей и топоров, а богатства одного из древнейших и высокопочитаемых англосаксонских аббатств были разграблены.... >

Содержание учебного материала формируется при помощи специ-альных методов - классов подсистемы, при этом файл сохранятся в формате HTML и, следовательно, имеет возможность подключения новейших информационных технологий (графических иллюстраций, звукового сопровождения, видео-роликов, при необходи-мости - внешних программ и других объектов), которые располагаются непосредст-венно по текстуBookmark:_9( 9). Вполне естественно, что некоторые ключевые слова и выражения являются или отсылочными указателями к дру-гим разделам курса, отдельным статьям, или оснащенными визуальным материалом, иллюстрирующим излагаемые проблемы, линками к Web-страницам англоязычного Интер-нета, содержащим массу информации по ранней англосаксонской истории (к сожале-нию, в русском Интернете подобная информация отсутствует как таковая).

Это упрощает и делает более выразительным и наглядным сам процесс обучения, способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

В таком виде учебный курс может быть выставлен и в Интер-нет, и записан на CD-ROM. Если же используется только сеть Интернет, то препода-ватель получает дополнительную возможность скорректировать курс. В этом случае формирование конечной структуры учебного материала включает в себя пять этапов: формирование последовательности смысловых частей учебного материала, формирова-ние структуры учебного материала, формирование оптимального плана изучения мате-риала, формирование новой структуры и нового плана изучения учебного материала (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, на втором этапе преподавателем оп-ределяются связи между разделами темы, т.е. решается задача формирования плана изучения материала. На третьем этапе преподаватель проводит анализ полученного плана и, если возникает необходимость, вносит поправки, что позволяет изменить связи между разделами и их количественные характеристики и приводит к формирова-нию нового плана. Процесс повторяется до тех пор, пока преподаватель не придет к выводу, что найденный план изучения материала является оптимальным. Такой опти-мальный план называется "начальным планом преподавателя".

Рис.1. Этапы формирования подсистемы обучения

В дальнейшем система, используя "начальный план преподава-теля", а также основываясь на результатах проведенного ранее контроля, формирует "план системы" и предлагает его обучаемому в качестве альтернативы начального плана.

В результате выполнения всех этапов проектирования подсис-темы обучения формируется две структуры:

  • начальный план преподавателя;
  • план системы.

"Начальный план преподавателя" корректируется только самим преподавателем на основании результатов диагностики и сформированной по ним ста-тистической информации.

"План системы" же отображает реальную последовательность изучения материала для конкретного студента, которая составляется на основании полученных результатов при контроле.

Подсистема формирования контроля уровня знаний вклю-чает в себя решение следующих основных задач:

  • адаптацию процесса обучения к ранее приобретенным знаниям;
  • разгрузку преподавателей от текущего контроля процесса обучения групп сту-дентов;

формирование вопросов итогового тестирования по наименее освоенным темам;

  • создание предытоговой ведомости о процессе изучения дисциплины и о каж-дом студенте индивидуально (даты и результаты прохождения контрольных точек).

В практическом плане это может быть реали-зовано в двух вариантах - тестировании и проведении семинара. При нормальном функционировании образовательной системы любой семинар предусматривает некоторую активность обучающихся. С этой точки зрения одним из вариантов может стать про-ведение телеконференции в режиме off-line, построенной на базе обычной электрон-ной почты или, как идеальный вариант, создание чата. Такая система семинара по-зволит войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. В свою очередь, преподаватель может оценить как усвоение материала (например, по степени активности участника дис-куссии), так и личные качества обучаемого: внимание, воображение и мышление. Од-новременно увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера. Подобным образом могут строиться и консультации, являющиеся одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины.

Преподаватель получает возможность управлять процессом обу-чения аудитории, не тратя время и силы на текущий контроль обучаемых. Кроме то-го, по результатам ответов можно выявить материал, который был усвоен недоста-точно полно большинством студентов и который, в связи с этим, следует изложить более подробно. Преподаватель сможет перевести резервы на сложный раздел с дру-гих разделов, которые, исходя из анализа результатов ответов, изложены слишком подробно.

Для каждого студента хранится не только его общий рейтинг, но и список вопросов, на которые он уже отвечал, что дает гарантию того, что при итоговом контроле не попадется вопрос, на который студент уже когда-либо ответил правильно. Такое часто случается, когда рассматриваются пересекающиеся темы раз-ных разделов.

При тестировании составляется банк данных вопросов по дис-циплине, и перед преподавателем ставятся следующие задачи:

1) написание всех вопросов в электронном виде;

2) разбиение всех вопросов по разделам и смысловым груп-пам;

3) назначение каждому составленному вопросу уровня сложно-сти;

4) задание минимального уровня ответа на каждый вопрос;

5) задание минимального уровня ответа на каждый раздел (те-му);

6) заполнение линий соответствия вопросов и смысловых час-тей.

Из многообразия типов заданийBookmark:_10( 10) основной упор предлагается сделать на использование вопросных заданий со свободно-конструируемым ответом и, несколько реже, заданий с вычисле-ниями. Практически заготовка преподавателя выглядит следующим образом:

 

N п/п

Вопрос

NN абзацев в лекции

Уровень сложности, баллы

Ответ

1

Перечислите позднеантичных и ранне-средневековых авторов, сообщающих о политической истории Англии в V-IX вв.

2, 6, 7, 21

5

Аммиан Марцеллин, Беда Почтенный, Прокопий Кесарийский, Тацит, Пто-лемей, Гильдас

2

Назовите кельтские племена, пред-ставлявшие наибольшую опасность для римской Британии в IV-V вв.

1-5

4

Пикты и скотты

7

Каким образом была организована оборона римской Британии от варварских вторжений?

15, 17

7

Во II в. был построен так назы-ваемый вал Адриана, а в III в. - вал Антонина, которые своими фортами защищали романизированные регионы Британии.... В 293 г. была создана система береговой охраны от залива Уош до острова Уайт, включавшая 11 фортов с конно-пешими гарни-зонами (Litus Saxonicum)

10

Дата основания королевства Уэс-секс

25

5

495 г.

17

Даты правления короля Уэссекса Эг-берта

37

5

825-839 гг.

19

Каким событием открывается "эпоха викингов" в Англии?

42

6

Нападением норвежских викингов на монастырь Св. Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 г.

Тестовая автоматизированная форма контроля уровня знаний имеет целый ряд положительных моментов. К примеру, оценка не зависит от субъек-тивного влияния личных предпочтений и стереотипов преподавателя.

 

Имеющийся на историческом факультете ВГУ опыт тестирования сту-дентов-историков показывает, что студенты в целом охотно и с удовольствием при-нимают участие в тестировании по различным преподаваемым курсамBookmark:_11( 11). Многолетний опыт сравнения ответов студентов на тради-ционном экзамене и результатов их компьютерного тестирования позволяет с очень высокой степенью вероятности доверять последнему даже в выставлении экзаменаци-онных оценок. Тем не менее, авторы считают, что в виду специфики ДО итоговое тестирование пока не может полностью заменить выпускной экзамен по дисциплине. Поэтому предполагается, что курс заканчивается очным экзаменом, на котором могут учитываться результаты прохождения тестов. Кроме того, до экзамена не допускают-ся абитуриенты, не ответившие на вопросы итогового теста, что позволяет эконо-мить время преподавателя, так как ему не придется принимать экзамен у заранее неподготовленных людей.

Студент в ходе изучения темы может постоянно корректировать содержание предоставленных ему лекций путем ответов на вопросы самоконтроля. Эти вопросы задаются путем случайной выборки из множества вопросов данной темы, а ответы студента нигде не фиксируются. Поскольку результаты самоконтроля нигде не учитываются и данный тип контроля предназначен исключительно для самостоятельно-го определения пробелов в знаниях, то вопросы для самоконтроля выдаются в произ-вольном порядке и произвольной сложности (если только сам студент не захочет ог-раничить сложность вопросов). Процесс выдачи вопросов длится до тех пор, пока сам обучаемый или не захочет выйти из режима самоконтроля, или до неправильного ответа, после которого происходит формирование учебного материала, необходимого для восполнения отсутствующих знаний тестируемого. Однако самоконтроль рекомен-дуется активизировать только после изучения всей темы и использовать для повто-рения наименее усвоенных тем лекционного материала.

Для получения доступа к следующей теме студент должен сдать тематический контроль на установленный преподавателем минимальный уровень. Ито-говый контроль учитывает ранее (при тематическом контроле) задаваемые вопросы и уровень ответов на них.

Тематический контроль является промежуточным контролем и его целью является выяснение знаний студентов по отдельным темам преподаваемого курса. При этом определяется качество усвоения отдельных элементов материала и их взаимосвязь.

Рис. 3. Прохождение теста.

а - идеальное прохождение теста;

б - прохождение теста с ошибками(серым цветом выделено, где ответы были даны верно, черным - ответ был дан не верно)

Если студент неправильно ответил на поставленное задание, происходит "откат" в рамках активного листа до тех пор, пока или не будет полу-чен правильный ответ, или не иссякнет список задаваемых резервов (рисунок 3б).

Каким же образом производится выставление оценки на основе ДТД? Существует несколько способов. При помощи преподавателя можно устанавливать для каждой темы минимальный уровень перехода к следующему листу, но данный спо-соб является довольно трудоемким, негибким и неоправданным с точки зрения траты машинного времени.

Поэтому предлагается устанавливать лишь процентное соотно-шение для подгрупп в целом. Таким условием может служить условие ответа на во-прос, вес которого составляет 10% от сложности самого трудного вопроса лекцииBookmark:_12( 12).

При реализации итогового тестирования так-же применяется структура двоично-троичного дерева, но только с той лишь разни-цей, что здесь в качестве листьев выступают не лекции, как при тематическом кон-троле, а целые темы. Встает вопрос о том, какие именно вопросы задавать при ито-говом контроле, так как вопросов одной темы слишком большое количество. Для ре-шения этой задачи нужно вести статистику ответов как правильных, так и непра-вильных лично для каждого из тестируемых. Также следует предусмотреть, чтобы не повторялись семантически идентичные вопросы лишь с разной формой теста.

Количество вопросов, выбираемых из каждой темы, можно огра-ничить тремя способами:

1. Путем строгого соотношения, определяемого как N / T, где N - общее количество вопросов; T - количество тем.

2. Процентным соотношением, задаваемым преподавателем для каждой темы.

3. Определением минимального количества вопросов в процент-ном соотношении для каждой темы, а остальные вопросы распределяются в соответст-вии с оценками, полученными при прохождении тематического контроля.

Из тем выбираются вопросы, начиная с максимального веса, на которые не были получены или которые вообще не задавались в течение тематическо-го контроля.Bookmark:_13( 13) Предложенная система тести-рования обеспечивается более высокой степенью защиты данных, исключающих подмену и искажение результатов тестирования.

Еще один вариант оценки знаний, который лучше всего предос-тавлять обучаемому совместно с лекциями на CD-ROMе, оснащенном встроенным моду-лем, позволяющим создавать собственные лекции, а также рефераты, доклады и т.п., затем отправляемые преподавателю на проверку. Примером может служить разработан-ный издательством "Кордис&Медиа" мультимедиа-продукт "Москвоведение"Bookmark:_14( 14).

Подсистема хранения и обработки статистических данных под-разумевает реализацию следующих основных задач:

организация хранения статистических данных (включающих в себя анкетные данные студентов; данные контрактов, заключенных студентов; данные дисциплин, изучаемых студентами в рамках отдельных специальностей; данные тестов, сдаваемых студентами в период обучения);

  • организацию обработки статистических данных целью последующего использо-вания в учебном процессе.

Подсистема будет взаимодействовать с под-системами контроля и формирования учебного материала, используя их выходные по-токи и предоставляя им прозрачный доступ к хранилищу статистических данных. При реализации подсистемы используется конечное представление результатов обработки статистических данных в виде гипертекста.

Предложенная система дистанционного образования далека от совершенства, она находится в самом начале формирования и по мере ее развития вполне возможны различного рода дополнения и коррективы. Тем не менее, авторы статьи предполагают, что уже в существующем варианте она существенно дополнит использующиеся традиционные системы на историческом факультете ВГУ.

 

( 1) Необходимо оговорить, что под обучением авторы понимают целеустремленный, систематический, организованный про-цесс получения знаний, умений, навыков, а под образованием - результат обучения личности. Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при кото-ром преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Историче-ски дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это сред-ство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные системы, действующие че-рез каналы связи. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основан-ные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Дистанционное образова-ние - тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанцион-ное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподава-тель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).
Bookmark:_1002( 2) Кириллов А.В., Джалиашвили З.О. Дистанционное обучение - новое или хорошо забытое старое // Новые информа-ционные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000. С.98-101; Можаева Г.В. Информационные технологии в подготовке историков-педагогов // Там же. С.101-103.
Bookmark:_1003( 3) См. сайт Министерства образо-вания РФ: http://db.informika.ru/MO/index.htm.
Bookmark:_1004( 4) См.: http://www.ido.ru/sdo/consept2.html.
Bookmark:_1005( 5) Работа над проектом ведется совместно с кафедрой систем автоматизированного проектирования и информационных систем Воронежского технического университета и фирмой "Собит-системс".
Bookmark:_1006( 6) Сафонов И.Е. Электронный курс в парадигме Web-CD // Теоретико-методологические проблемы исторического позна-ния. Материалылы международной научаучной конфиренции. Минск, 2000. Т.2. С.117-119.
Bookmark:_1007( 7) См.: Глебов А.Г. Основные про-блемы истории Англии в раннее средневековье. Программа спецкурса для студентов 4 курса д/о. Воронеж, 2000; Он же. Англия в раннее средневековье. Воронеж, 1998.
Bookmark:_1008( 8) Жирным шрифтом выделены эле-менты, которые являются связующими звеньями с подсистемой контроля знаний.
Bookmark:_1009( 9) См.: Беседин В.И. HTML как средство создания электронных учебных пособий // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. С.103-104; Балыкина Е.Н., Попова Е.Э., Комличенко В.Н. Interene/Intranet технологии в образовании истори-ка: внедрение и апробация в компьютерных средах WebCT и Learning Space // Там же. С.113-114.
Bookmark:_1010( 10) См. подробнее: Балыкина Е.Н. Компьютерное учебное задание как основное обучающее воздействие: таксономия, по-следовательность, соотношение // Теоретико-методологические проблемы историче-ского познания. Т.2. С.98-101.
Bookmark:_1011( 11) Глебов А.Г., Медведев А.П., Сафонов И.Е. Тест-программа "Раритет": возможности и проблемы применения // Тео-ретико-методологические проблемы исторического познания. Т.2. С.141-143.
Bookmark:_1012( 12) Итоговая оценка тематического контроля выставляется из условия, то коэффициент изученности лекции определяется по формуле: Zi = ki / Ki, где ki - вес самого сложного вопрос, на который был получен ответ; Ki - вес самого сложного вопроса лекции; i - номер лекции, по ко-торой определяется уровень знаний. Тогда итоговая оценка тематического контроля определяется как: Z=int(P x min(Zi)), а i=1,n, где Р - максимальная оценка за итоговый тест; Zi - коэффициент изученности лекции; i - номер лекции, по которой определяется уровень знаний, n - общее количество лекций; min - функция выбора минимального числа; int - функция, берущая только целую часть от произведения. Получается, что главную роль играет самый плохой ответ, полученный при ответах на все лекции.
Bookmark:_1013( 13) Результаты итогового контроля учитыва-ются следующим образом:
?ki / ?Ki х Р,
где ?ki - общая сумма весов правильно отвеченных вопросов; ?Ki - общая сумма весов всех заданных вопросов; Р - максимальная оценка за итоговый тест.
Bookmark:_1014( 14) Юмашева Ю.Ю. Электронный учебник: поис-ки формы продолжаются // Новые информационные ресурсы и технологии в историче-ских исследованиях и образовании. М., 2000. С.146-147.

 

fil00505.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8681439