1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Грандин И.Н. Ормон-хан в трудах академика Б.Д. Джамгерчинова.

Индекс материала
Грандин И.Н. Ормон-хан в трудах академика Б.Д. Джамгерчинова.
Страница 2
Все страницы

.

 

Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. Б.,2003.  Серия 1 Выпуск 3. С.-65-67.

 

Патриарх кыргызской истории, академик Б.Д. Джамгерчинов занимался исследованием вопросов политической истории кыргызов XIX в. Основным его направлением является разработка проблемы «присоединения Кыргызстана к России».
В 1944 г. молодой кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Кыргоспединститута, доцент Джамгерчинов Б.Д. на страницах трудов ИЯЛИ Кир. ФАНА СССР опубликовал свою знаменитую статью «Киргизы в эпоху Ормон-хана (из истории феодально-родовых войн киргизов в XIX в.».
Анализируя международное положение кыргызского народа в XIX в. им были освещены социально-экономические и общественно-политические вопросы кыргызского общества, а также роль и деятельность в кыргызской истории крупного сарыбагышского манапа Ормона Ниязбекова, жившего в середине XIX в. (1790-1854).
Характеризуя международное положение кыргызского народа в начале XIX в. Б.Д. Джамгерчинов писал, что оно было чрезвычайно трудным. Кыргызы неминуемо должны были сделаться жертвой агрессивных устремлений своих сильных соседей, стоявших на более высокой ступени развития [1].
В это время с юга шло наступление кокандцев, с востока кыргызов притеснял Китай, а с запада настойчиво напирали русские колонизаторы. В такой сложной обстановке, отмечал автор, кыргызские племена не смогли создать какого-либо подобия своего политического единства и самостоятельного государственного образования.
У кыргызских племен в этот период не было необходимого единства и сплоченности для успешного отражения завоевательных походов врагов. Раздробленные на отдельные племена и роды, кыргызы не осознавали общности своих интересов. Эти особенности внутреннего и внешнеполитического положения кыргызов облегчили завоевание Кыргызстана [2]. Кыргызскому народу грозила опасность быть раздробленным между сильными государствами и быть полностью уничтоженным.
Такое положение заставило представителей некоторых кыргызских племен в начале XIX в. искать покровительство более сильного государства, могущего обеспечить им относительно лучшие условия существования и обезопасить их от агрессии со стороны других соседних государств.
Нависшая над судьбой кыргызского народа угроза не могла не беспокоить общественное мнение и отдельных прогрессивно мыслящих представителей кыргызского народа. Такую инициативу взял на себя представитель племени сарыбагыш, потомственный манап Ормон Ниязбеков. В середине XIX в. происходит ожесточенная борьба между племенами Сарыбагыш и Бугу, закончившаяся только после утверждения над ними власти царской России.
Цели, задачи, а также характер этих феодально-родовых войн писал Б.Д. Джамгерчинов были самыми различными, они менялись в зависимости от внутреннего и международного положения кыргызского народа и от общего хода его исторического развития.
В начале преобладали мелкие набеги и межродовые войны на почве «барымта», в последующие периоды все более выступают на передний план войны, ставящие своей целью захват земли, главным образом пастбищ [3].
Сарыбагышы в 50-х гг. управлялись двумя главными манапами - Ормоном и Джантаем.И Подвластные Джантаю сарыбагыши кочевали к северу от Александровского хребта по обе стороны р,  Чу, между Боомским ущельем, а также на Большом и Малом Кемиие.
Сарыбагыши подвластные манапу Ормону, в основном принадлежали к отделению Есенгул и  своими кочевьями занимали западную оконечность Иссык-Куля, долины Кочкор, Джумгал и  Центральный Тянь-Шань до Нарына и Ат-Баши [4].
Затем появляются причины политического характера, связанные с попыткой отдельных представителей феодально-родовой знати утвердить и расширить свою политическую гегемонию. К таковым относится, в частности, попытка Ормона централизовать в своих руках политическое господство над северо-кыргызскими племенами и установить ханскую власть.
Академик Б.Д. Джамгерчинов указывал на основные причины феодально-родовых войн в этот период.   Стремление   Ормон-хана   к   централизации   политической   власти   над   кыргызами и сосредоточение ее в своих руках путем создания некоторого рода государственного образования привело его к столкновению с  представителями местной родоплеменной знати  и  феодальной  верхушки кыргызского общества, отстаивавшей свою патриархально-феодальную раздробленность.  Межплеменные набеги и военные столкновения, вызывавшиеся стремлением родоплеменной  верхушки укрепить свою власть над данным родом или племенем, в эпоху Ормон-хана сменяются  войнами, вызванными стремлением последнего подорвать власть и авторитет местной феодально-  родовой знати. Во второй четверти XIX в. сын сарыбагышского манапа Ниязбека - Ормон становится главным манапом своего племени, которое он сплотил под своей властью [5].