Осин А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий
Индекс материала |
---|
Осин А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Все страницы |
Осин В.А.
Генеральный директор, Республиканский мультимедиа центр Минобразования России
- техническую экспертизу;
- содержательную экспертизу;
- экспертизу дизайн-эргономики.
Таким образом, каждое ЭИ исследуют, по меньшей мере, три эксперта разных профилей. Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах (от 0 до 40).
Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭИ на программно-технических комплексах различных (по меньшей мере – трех) конфигураций.
При этом рассматриваются:
-
установка/удаление продукта в системе (требуемая память, вторжение в предустановки ОС, корректность автоматической установки стандартного ПО, восстановление предустановок ОС при деинсталляции, удаление собственных элементов и пр.)
-
функциональное тестирование (работоспособность активных зон, всех заявленных функций, логических переходов, ресурсоемкость и качество мультимедиа компонентов и пр.)
-
качество программной реализации (поведение при провокациях, при запуске параллельных приложений, скорость отклика на запросы и пр.)
Содержательная экспертиза нацелена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических и методических свойств ЭИ. Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами. Аттестат содержательной экспертизы включает:
-
оценку объема материала и степени разработки темы (соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам, актуальность, новизна, оригинальность и пр.)
-
оценку содержания в целом (фактографическая, идеографическая, прагматическая содержательность, фоновое культурное знание, формирование целостной картины и пр.)
-
педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого, организация материала, культурологическая составляющая и пр.)
-
методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля, соответствие принципам вариативности и пр.)
Экспертиза дизайн — эргономики электронного издания оценивает качества дизайна аудио-видеоряда, психологические, эргономические и художественные качества продукта. Сложность этой экспертизы заключается в том, что она оценивает искусство разработчиков, по-просту говоря: «хорошее кино или плохое». Аттестат экспертизы дизайн-эргономики включает:
-
оценку художественных средств (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компонентов и пр.)
-
оценку организации интерактива (способы передачи реакций сторон, оригинальные приемы и пр.)
-
оценку эргономики, комфортности пользователя (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.)
-
оценку простоты использования.
После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на экспертном совещании заполняется сводная форма — Акт экспертизы ЭИ, в котором указывается общая оценка качеств продукта в баллах (от 0 до 120). В результате возможно составление рейтингового списка электронных изданий, отвечающего на волнующий практически всех вопрос: «что (сегодня) получше?».
Аккуратная формулировка вопроса, конечно, связана с известной субъективностью любой экспертизы. Однако случаи, когда установленный рейтинг разных продуктов одной компании совпадал с качественной оценкой самих разработчиков, позволяют надеяться на достаточную объективность подхода.
Для реализации проекта «Сельская школа», отбора изданий в первую поставку школьной медиатеки был проведен анализ рынка и комплексная экспертиза образовательных изданий. При этом образовательные издания были структурированы по трем основным группам: издания для поддержки и развития учебного процесса, информационно-справочные источники, издания общекультурного характера.
Издания для поддержки и развития учебного процесса представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой. Включают все виды учебной деятельности: прием/передачу информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников. Такие издания для основного, программированного учебного процесса для краткости называют учебными ЭИ.
Информационно-справочные источники обеспечивают общую информационную поддержку. Это энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические, астрономические атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и пр. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидактической схеме. Нацелены на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач в т.ч. выходящих за рамки учебных программ.
Издания общекультурного характера предназначены для создания культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель – предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения всем учащимся.
На первом этапе был составлен исходный список электронных изданий, формально отвечающих задачам образования. Источниками информации являлись: официальные издания Государственного депозитария НТУ «Информрегистр», прайс-листы издательств, дилеров, предприятий розничной торговли, СМИ, информационные сайты, опросы экспертов. В итоге исходный список включал более 300 наименований.
Затем этот список был проанализирован на предмет аналогов, физического наличия издания на рынке, современности версии, особенно актуальной для информационно-справочных источников, апробации изданий, наличия отзывов и рецензий в СМИ и пр. Особое внимание уделялось проверке лицензионной чистоты ЭИ. Важным также считалось представление всех ведущих компаний-производителей. В результате был составлен перечень образовательных электронных изданий, подлежащих комплексной экспертизе (около 100 наименований).
Независимая экспертиза была организована и финансировалась Национальным фондом подготовки кадров. Для выполнения работы было привлечено более 50 экспертов, имеющих опыт оценки электронных изданий: участников жюри конкурсов CD-ROM, педагогов с опытом применения ЭИ в школе, членов секций экспертных советов, ученых и специалистов из РАН, РАЕН, РАО, учреждений образования.
Работа в таких масштабах проводилась впервые в России, отчетливо формулировалось ее важное значение в определении базовых параметров и направлений развития новых технологий обучения, заинтересованность большого количества компаний-производителей. Это определило повышенные требования к тщательности исполнения, тем более серьезные ввиду крайне сжатых сроков.
В результате комплексной экспертизы были составлены рейтинговые списки образовательных электронных изданий как по абсолютному рейтингу, так и по группам, а внутри группы учебных ЭИ – по дисциплинам средней школы.
Одновременно с экспертизой, проводимой НФПК, Минобразование России организовало исследование потребностей российской школы в электронных изданиях учебного назначения. Были статистически обработаны результаты специального опроса региональных органов образования, проведен анализ предложений и мнений работников образования на местах. На итоговом совещании с участием заместителей Министра образования, руководителей управлений, представителей НФПК, экспертов и специалистов, на «top» рейтинговых таблиц были «наложены» требования и рекомендации специалистов образования. В результате был определен список изданий для следующей конкурсной процедуры – котировки цен.
На заключительном этапе, после стандартной котировочной процедуры, диски, предполагаемые для закупки, прошли дополнительную содержательную экспертизу в Федеральном экспертном совете по учебному книгоизданию.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности