1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Материалы к лекции №5. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв.(1)

Индекс материала
Материалы к лекции №5. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв.(1)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы

 

 

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление, наиболее ярко представленное русским философом B.C. Соловьевым (1853-1900). Он - стремился создать философскую систему, куда вошли бы все философские вопросы. Система – совокупность элементов, соединенных определенным образом, рождающих новое качество.
Именно ему  принадлежит введение в философию такого понятия как «новое религиозное сознание». Оно включало в себя идею о смысле жизни, о преображении тела и духа, достижение духовной телесности и идея богочеловечества как такого состояния человечества, в котором присутствует сам Христос.
Владимир Сергеевич Соловьев - философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С.М. Соловьева. Его философское и поэтическое творчество стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики, художественного опыта русского символизма. Влияние оказывали не только идеи философа-поэта, но и сама его личность обрела в культуре "серебряного века" символические черты, жизнь и творчество воспринимались как религиозное служение ("рыцарь-монах" - определение А.А. Блока), как вызов времени и открытие новых духовных путей ("безмолвный пророк" - это уже характеристика Д.С. Мережковского).
Родился В.С. Соловьев в 1853 г. в семье одного из известных русских историков В.С. Соловьева. В гимназии В.С. Соловьев читал выдающихся западных, античных философов. Прошел школу западно-европейской философии. Особое влияние на В.С. Соловьева оказала немецкая классическая философия. Особое внимание В.С. Соловьев уделял Гегелю (его интересовал метод Гегеля (триада)). В.С. Соловьев берет на вооружение этот метод и пользуется им. Для него важна была духовная философия.
Еще в детские годы Соловьев переживает свой первый мистический опыт - "сиянье Божества" открывается ему в храме во время литургии (автобиографическая поэма "Три свидания"). Как и многие другие "русские мальчики" того времени, юный Соловьев не избежал увлечения материалистическими и атеистическими идеями. Атеистический период продолжался несколько лет и, по свидетельству самого философа, в университет он поступил "с вполне определившимся отрицательным отношением к религии". В 1873- 1874 гг. он в качестве вольнослушателя посещал занятия в Московской духовной академии. К этому времени его мировоззренческая позиция определилась окончательно: им был избран путь религиозной метафизики.
Год окончания университета (1873) ознаменовался первой публикацией. В свет выходит написанная на студенческой скамье работа "Мифологический процесс в древнем язычестве". В объяснении внутренней логики развития мифа Соловьев ориентировался на христианские представления об истории мира и человека и на предшествующий философский опыт осмысления мифологического процесса (прежде всего - Ф. Шеллинг и А.С. Хомяков). Профессор П.Д. Юркевич высоко оценил этот ранний труд Соловьева и рекомендовал оставить последнего при историко-филологическом факультете для написания диссертации. Юркевич был одним из немногих современников Соловьева, оказавших на него серьезное влияние. К их числу следует отнести также Достоевского, знакомство с которым состоялось в 1873 г. и стало началом близких дружеских отношений этих двух деятелей русской культуры.
В.С. Соловьев очень быстро (1 год) написал магистерскую диссертацию, которую он успешно защитил в 1874 г, "Кризис западной философии" (против позитивистов). Затем он начинает преподавать в университете (лекции по истории философии и логике). Два года провел в Лондоне для работы с древними рукописями Британского музея. Затем переводится в Петербург и в 1860 г. защищает докторскую диссертацию. Далее преподавательская деятельность. Она закончилась, когда он прочитал публичную лекцию, в которой просил помиловать убийц Александра II (гуманизм). После этого он покидает Петербургский университет.
В последние годы только творчество. Прожил он 47 лет, не было семьи, не было собственного дома, жил в имении своих близких друзей братьев Трубецких и там же умер.
В.С. Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.