1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Материалы к лекции №6. Русская религиозная философия к.XIX- н.XX в.(2)

Индекс материала
Материалы к лекции №6. Русская религиозная философия к.XIX- н.XX в.(2)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

 

 

1. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - религиозный философ, публицист, христианский экзистенциалист и персоналист). Родился в Киеве в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, а затем на юридическом факультете Киевcкого университета, из которого был исключен за участие в революционной деятельности В молодости пережил увлечение марксистскими идеями, примыкал к легальному марксизму. На путь религиозной метафизики Бердяев становится в значительной степени под влиянием философских идей В. Соловьева, Ф. Достоевского, немецких мистиков (прежде всего Я. Беме).
Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось им как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Неприятие Октября и большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: философ выступал с публичными лекциями, преподавал в университете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры и т.д. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Вся эта деятельность окончательно оборвалась в 1922 г., когда он вместе с большой группой деятелей отечественной культуры был выслан за границу. В 40 гг. издавал в Париже религиозно-философский журнал «Путь». В эмиграции Бердяев поддерживал отношения с ведущими европейскими интеллектуалами А. Моруа, Р. Ролланом и др. Христианский персонализм русского мыслителя оказывал влияние на философскую и социальную мысль Запада  Умер в Кламаре (недалеко от Парижа). За год до смерти был избран почетным доктором Кембриджского университета. Две книги Бердяева - "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества" (1916) символически обозначили духовный выбор философа.
Бердяев сам себя называл "философом свободы". И если говорить о соотношении свободы и творчества  в его метафизике, то приоритет здесь принадлежит именно свободе.  Философия Н.А. Бердяева (1874-1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность.   Интеллектуальная традиция – разум на службе веры.
Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
1. В центре – личность (персона), которая вне общества, вне государства, вне нации. Интересы личности не могут быть подчинены никаким интересам.
2. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода – свобода предшествует божественному творению, ибо она коренится в божественном ничто и существует извечно. Свобода не есть творение Бога и Бог не может нести ответственность за выбор человека. И не вина Бога, что человек творит зло. Свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
3. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. Что сближает с Богом – стремление к добру и справедливости, жажда творчества.
Спасение – в творчестве. Творчество – духовный порыв, продолжающееся творение мира, связано со свободой. Благодаря творчеству мы вырываемся из царства необходимости и вновь погружаемся в него (создавая материальные объекты). Порыв – вдохновение.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Основные труды были написаны в Берлине (более 500): «Судьба России», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия свободного духа», «Царство Духа и царство Кесаря», «Русская идея» и др. Сознательное противопоставление православию, но при опоре на основные принципы православного христианства.