1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Джуманалиев Т.Д. Письменные памятники о государстве Караханидов.

Индекс материала
Джуманалиев Т.Д. Письменные памятники о государстве Караханидов.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

 

Источниковедение Кыргызстана ( с древности до конца XIX в.) Б., 2004. С.-250-257.

 

К середине X в. в Семиречье образовалась конфедерация Караханидов, куда входили могущественные племена чигилей, ягма и карлуков, составивших ее ядро. Позже к ним присоединились другие, менее многочисленные племена. Возникновение Караханидского каганата знаменуется становлением феодальных отношений, формированием государственной власти по саманидскому типу и принятием ислама в качестве государственной религии[1].
В конце X в. государство Саманидов было разгромлено Караханидами, все его владе­ния, в том числе и Мавераннахр, были включены в состав Караханидского каганата. Саманиды оказали определенное влияние на становление феодальных и государственных институтов в каганате, что способствовало централизации власти в государстве. В свою очередь государственная структура и система управления Саманидов были построены на основе бюрократической традиции Ирана.
Караханиды, оказавшись в области мощного воздействия оседлой цивилизации, бы­ли втянуты в новую систему экономических и социальных отношений, стали частью этой системы и нашли приемлемые пути вхождения в уже сложившийся хозяйственно-культурный регион Средней Азии. Этому в немалой степени способствовала сравнительно быстрая исламизация тюрков в Караханидском каганате, создавшая предпосылки для его политического приятия в среде мусульманского мира.
Государство Караханидов не было простым продолжением тюркских каганатов Цен­тральной Азии ни в политическом, ни в экономическом плане, оно возникло и оформи­лось на иных принципах, с иной политической системой и культурной ориентацией.
По мере развития феодальной государственности и включения тюркских племен в сферу оседлой, прежде всего городской, цивилизации формировалась надплеменная этни­ческая общность с одним общеупотребительным языком и письменной культурой. Этот естественный процесс был нарушен монгольским завоеванием[2].
Становление государственной власти и системы управления у Караханидов непосред­ственно связано с введением института феодального пожалования в форме "икта". Воен­но-ленная система была характерна для раннефеодального государства Караханидов и соответствовала уровню его социально-экономического развития.
Феодальный институт "Икта" не был созданием лишь завоевавших Мавераннахр тюрков, он имел распространение в X в. в Ираке, Иране, а также в Саманидском государ­стве[3] . У Караханидов он получил широкое распространение только в XI в., поскольку караханидские правители считали более выгодным для себя награждать такими пожало­ваниями лиц, находившихся у них на военной и гражданской службе, в то время как у Саманидов около половины бюджета расходовалось на содержание государственных чи­новников и войска[4]. С ликвидацией дехканства освобождались большие земли, что давало возможность решить вопрос о представлении кочевой феодальной верхушке, занимавшей в войсках командные места, источников дохода. В результате создается новый тип феодального землевладения - икта.
В форму феодального пожалования входит не земля и не люди, а право на получение определенного дохода в виде поземельного налога (хараджа). Пожалование "икта" было одним из каналов феодализации общества, так как раздача права сбора в свою пользу по­земельного налога ослабляла государственную казну, а тем самым государственную власть[5] . Владельцы икта (перс, иктадары) внедрялись в те пункты, откуда они получали свои доходы, и стремились закрепить за собой не только доходы, но и земли, а также рас­пространить свою власть на крестьян[6]. Икта - это процесс феодализации государства как бы сверху. Навстречу этому про­цессу шла феодализация снизу - коммендация, когда крестьяне отдают свои земли, себя под покровительство крупным земельным собственникам с целью получения льгот на ссуды, уменьшение поземельного налога. Одним словом, слабые искали помощи у силь­ного. Постепенно отношение покровительства сменялось отношением зависимости и под­чинения[7]
С течением времени трансформируются и сам характер и внутренняя сущность ин­ститута феодального пожалования и выявляются две основные тенденции в его использо­вании: во-первых, это пожалование превращается из временного в пожизненное и наслед­ственное; во-вторых, иктадары стремились расширить свои права, распространяя их на землю крестьян и всё  управление. Следует иметь в виду, что, как правило, во владении иктадара могли находиться целые области, районы, города и поселения с их жителями и другие значительные объекты[8] .