1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Харченко Н.А.Информационная культура в условиях глобализации

Индекс материала
Харченко Н.А.Информационная культура в условиях глобализации
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

В  XX  веке человечество вышло на качественно новый этап своего развития. Технологическая революция привела к созданию глобальной среды существования человека, в системе проблем которой – информационная – особая сфера цивилизации и культуры. Современные средства информационных технологий, их массовое использование создают беспрецедентные возможности для научно-технического и социально-экономического развития общества, формируя совершенно новый, информационный уклад жизни и профессиональной деятельности человека. В этих условиях наряду с технократическим все чаще выделяется гуманитарный теоретико-методологический подход к информатизации общества.Высокая динамика информационных процессов диктует необходимость целенаправленно готовить личность к  жизнедеятельности в информационном обществе. Вопросы, связанные с этим,  все чаще рассматриваются в исследованиях философов, социологов, культурологов, психологов, лингвистов.1 Ими предлагается и общая концепция информационной культуры как «систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей»2. Отсюда само понятие «информация» рассматривается не в буквальном переводе «сведения», «данные», а как «отраженное разнообразие», обусловленное генетическими задатками, умением получать больше информации на фоне шума, способностью защищаться от технических и аналитических ошибок. Более того, требования к специалистам высшей квалификации предполагают знание ими не только основ информационной культуры, но и навыков информационного взаимодействия по конкретной специальности как социогуманитарного, так и естественнонаучного профиля.  В подтверждение тому написано значительное число работ, посвященных различным аспектам информационной культуры специалиста. Л.Н. Коган, Р.С. Гиляревский, Г.Г. Воробьёв  рассматривают информационную культуру как « вертикальное» сечение всей культуры, «пронизывающее» её систему3. Бар-Хиллеп, Р. Карнап, Ю. Шрейдер, А. Чёрный предприняли попытку построить семантическую теорию информации, позволяющую её оценивать. Их концепции довольно субъективны, но общее в том, что  для оценки информации предлагается контент-анализ.4 По мнению Ю. Лотмана на формирование научных представлений об информационной культуре оказало в первую очередь развитие семиотических исследований, направленных на выявление объективного содержания знаковых порядков, специфики их понимания в процессе коммуникации и трансляции.5
Информационная культура предполагает и знание основных свойств  информации, классифицируемых по множеству критериев, объединённых в три категории: атрибутивные (неотрывность от материального  носителя, языковая природа, дискретность, непрерывность), прагматические (ценность, достоверность, наличие смысла и новизна, недостаточность и избыточность), динамические (постоянный и непрерывный рост, потеря актуальности, рассеяние информации).
 Особую остроту в настоящее время приобрели вопросы поиска метода исследования с целью возможности применения теоретических знаний информационной культуры в образовательной практике. Западные исследователи это определяют когнитивным «поворотом» 70-х – 90-х годов, обусловленным влиянием информационно-технологических новаций на интеллектуальную работу. Знание выше указанных свойств информации помогает определять её полезность, новизну, изменения во времени, а в итоге добиваться объединения дискретных данных в образовательной и научной целях. Полнота информации зависит от её документированности. Для плодотворного использования источников информации предполагается знакомство с видами и формами документов, альтернативными определениями термина, начиная с его введения императором России  Петром I, историческим обоснованием возникновения различных документальных форм (многомерных, одномерных), понятиями первичности и вторичности опубликованных и неопубликованных, машиночитаемых и голографических, аудиальных и визуальных документов.
В теории информационной культуры выделяется понятие «информационный режим», для которого характерны такие составляющие как мощность информационного потока, наложение потоков во времени и пространстве, уровень информационного шума, ритм и контрастность.

 



3.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9554747