Батырбаева Ш.Д.Демографические потери киргизского населения в годы голода в начале 30-х годов ХХ в.
Индекс материала |
---|
Батырбаева Ш.Д.Демографические потери киргизского населения в годы голода в начале 30-х годов ХХ в. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Киргизский национальный университет, г. Бишкек, Киргизская Республика
На основе междисциплинарных методов исследования материалов переписи населения 1926—1939 гг., рассматриваются вопросы демографических потерь населения Киргизстана во времена голода 1932—1933 гг., масштабы которого в отдельных регионах республики имели такой же катастрофический характер, как на Украине и в Казахстане в начале 30-х годов XX в.
В СССР межпереписный интервал с 1926 по 1939 гг. стал периодом коренных социально-экономических, политических преобразований. В эти годы в Киргизстане было осуществлены социалистические реформы, в результате которых в республике были заложены основы аграрно-индустриальной экономики, улучшились социально-экономические условия жизни населения и сделан революционный скачок в профессионально-образовательной структуре населения. За этот период население Кыргызстана выросло на 45,6 %, из них городское - на 220,8 %, сельское - на 35,1 % [1.С. 172; 3. С. 78]. По темпам роста населения в СССР в этот период Киргизская республика занимала первое место.Абсолютный рост численности населения Киргизской республики, в первую очередь городского, в научной литературе рассматривался в качестве одного из главных аргументов положительных результатов социалистических преобразований. Но с рассекречиванием и публикацией основных итогов переписи 1937 и 1939 гг. стало известно, что прирост коренного населения составил всего 14,9 %.
В связи с этим возникает вопрос - насколько прирост населения на 14,9 % соответствовал реальным возможностям демографического воспроизводственного процесса киргизов в начале XX в.?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нами был применен междисциплинарный метод изучения демографических процессов, а именно -определение имитационно-альтернативного варианта эволюции численности киргизов с середины 20-х годов XX века без учета позитивных и негативных последствий социалистических преобразований. Далее, полученные результаты мы сравнили с реальными данными переписи 1939 г., и тем самым выявили величину замедленного роста численности киргизского населения в течение рассматриваемого периода.
Основными источниками нашего исследования выступают материалы переписей 1926, 1937, 1939 гг. [1-3], данные текущего статистического учета населения [4, 5], дополнительная делопроизводственная документация государственных учреждений республики за рассматриваемый период [6, 7], а также вспомогательные - эпистолярные источники, в частности, дневник Ю. Абдрахманова, председателя СНК Киргизской АССР [8].
Исходя из поставленной задачи, мы разделили эти источники на 4 группы:
1)опубликованные материалы переписей 1926, 1937 и 1939 гг.;
2)исчисленные статистические данные о населении;
3)перспективные исчисления о численности населения, темпах его развития в соответствии с пятилетними планами развития страны;
4)подготовительные материалы для составления пятилетнего плана о темпе роста численности населения на основе социально-экономической, статистической характеристики края до 1913 г. и по материалам переписей 1920,1923 и 1926 гг.
Следует отметить, что для статистики населения советского периода характерны приписки, случайные и намеренные искажения. Тем не менее, на основе изучения научной литературы по анализу статистических источников этого периода мы пришли к выводу, что данные переписей 1926,1937 и 1939 гг. в сравнении с материалами современного демографического учета не искажают общей тенденции в динамике численности киргизов за эти годы.
В результате проведенного критического анализа источников, с опорой на достижения в области исследования истории Кыргызстана в период социалистических преобразований, а также с учетом этносоциологических выводов об особенностях демографических процессов киргизского населения, нами установлены величины альтернативного роста численности киргизского населения с 1927 по 1929 гг. в пределах 1,4 %, с 1930 по 1934 гг. -1,5 % и с 1935 по 1938 гг.-1,6%.
Эти результаты показали, что при продолжении в 20-е и 30-е годы XX века курса, взятого в период НЭПа, численность киргизов выросла бы не на 14,1 %, а на 19,9 %. Таким образом, к 1939 г. их абсолютная численность достигла бы не 754 323 человек, а 790 099 человек. Опираясь на эти данные, можно предположить наличие в период социалистических преобразований негативных явлений в естественном приросте киргизского населения. Эти явления, по сути, в это период были характерными для большинства народов СССР.
Авторизация:
Последние новости:
- Раздел 4. Тема 4.2. Русское искусство XIX века – социокультурный феномен.
- Раздел 4. Тема 4.1. Историко-культурные преобразования России XVIII века и особенности развития иск
- Тема 3.2. Русское искусство XVII века.
- Раздел 3. Тема 3.1. Создание единого Российского государства и своеобразие искусства XV –XVI веков
- Тема 2.2. Искусство исторического периода формирования великорусской народности