1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоских В.М.Cохранение памятников природы и культуры Кыргызстана

Индекс материала
Плоских В.М.Cохранение памятников природы и культуры Кыргызстана
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы

 

 

 

Памятники природы Кыргызстана.
Наша республика по праву считается одной из самых живописных стран мира. Трудно найти на Земле место, где на сравнительно небольшой территории располагалось бы такое количество самых различных ландшафтов, чудесных уголков природы.
Среди них – и жемчужина Тянь-Шаня – уникальное озеро Иссык-Куль, и заповедные леса Арсланбоба, и горное озеро Сары-Челек, и, словно живые, скалы Джеты-Огуза. Тысячи ущелий, каждое из которых неповторимо и обладает своей собственной прелестью и притягательностью, величественные горные вершины, ледники… Все они создают столь близкий для каждого из нас облик Кыргызстана, манят к себе всех, кто неравнодушен к прекрасному, кто стремится ощутить единение с природой, проникнуться душой родного края.
Здесь, в центре Азии, природа сохранила свою первозданную чистоту. От нее веет спокойствием и какой-то тайной – тем, чего так не хватает всем нам в суете городской жизни. Наверное, поэтому все чаще в Кыргызстан едут зарубежные туристы, уставшие от однообразных пейзажей индустриальной цивилизации.
Природа – это естественное богатство нашей страны, ее богатейший ресурс, основа всей культуры Кыргызстана. По этой причине чрезвычайно важным представляется охрана памятников природы, предотвращение их разрушения.Сохранение уникальной природы нашей страны должно быть в числе наиболее актуальных задач как органов государственной власти, так и каждого гражданина нашей Республики. Без сомнения, необходима выработка четкой и действенной стратегии по охране природных объектов, включающей такие пункты, как изучение во всей полноте данной ситуации в каждом регионе страны (ни для кого не секрет, что полномасштабное исследование флоры, фауны, геологические и иные изыскания в Кыргызстане практически прекратились с развалом Советского Союза), выявление проблемных сторон, определение необходимых средств и мероприятий для охраны памятников природы. В бюджете отдельной строкой должны быть прописаны средства, выделяемые природоохранным организациям, увеличено финансирование заповедников и государственных заказников, системы егерств и лесничеств. В этих целях возможным видится участие структур частного бизнеса на условиях, к примеру, предоставления налоговых льгот. Более масштабное развитие туристической сферы также отчасти может решить проблему поиска необходимых средств. Следует ужесточить меры наказания за незаконную вырубку леса, браконьерскую добычу животных и перейти от декларативных мер к действительно эффективным рычагам, предотвращающим необратимые процессы деградации ландшафтов и уничтожение хрупкого экологического равновесия. Не стоит забывать и про такую немаловажную сторону решения данной проблемы, как привитие с самых ранних лет жителям Кыргызстана любви к родной природе и чувства ответственности за ее сохранение. Этой задаче должны быть посвящены специальные занятия в учебных заведениях, экскурсии и встречи с компетентными людьми, система государственной пропаганды защиты природы родного края, в частности, увеличение телевизионных и радиопрограмм, посвященных природе Кыргызстана, его живописным уголкам. Все предложенные мероприятия должны отвечать одной цели: формированию таких качеств у граждан, чтобы охрана природы земли их предков стала их собственной, внутренней задачей и потребностью. А без этого любые действия и заявления останутся бессмысленными.
Историко-культурное наследие. Помимо удивительной по красоте природы, Кыргызстан обладает и богатейшим историко-культурным наследием. Сотни памятников, отражающих тысячелетнюю историю нашего края, представляют порой всемирно-историческое значение. Их изучение и охрана – важная задача всего общества.Появление человека на территории современного Кыргызстана относится к глубокой древности. Первобытный человек обжил эти районы еще в палеолите – более 300 тысяч лет назад. Самые древние орудия труда были найдены: на р. Он-Арча (Центральный Тянь-Шань), на Иссык-Куле и в Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитивными. Но именно с их помощью древнейшие люди охотились, разделывали добычу, рубили ветви, обра­батывали шкуры,  выполняли всю необходимую им работу. За тысячелетия древнейшие и древние люди освоили многие виды камня, хорошо знали его свойства. Особенно высоко ценили они кремень. Его осколки отличались острыми краями, а прочность позволяла долго использовать изготовленные из него орудия труда. На территории Кыргызстана неандертальцы добывали кремень в долине Капчигая (Ошская область), где находились кремневые каменоломни мустьерского времени. Огромный интерес представляют наскальные изображения. Один из них, относящийся еще к неолитическому времени, расположен в верховьях р. Сары-Джаз. Это пещера Ак-Чункур, где на стенах сохранились изображения козлов, быков, змей, а также людей. Рисунки эти выполнены охрой – красной глиной. Рисунки Ак-Чункура были открыты Рацеком и исследованы знаменитым ученым А.П. Окладниковым. К сожалению, к настоящему времени они почти безвозвратно утеряны. Все дело – в варварском отношении современного человека к памятникам истории и культуры. Имеющие мировое значение рисунки исчезли под копотью от мазутных факелов и «автографами» современных вандалов. Это, в свою очередь, еще раз подтверждает необходимость полномасштабной охраны памятников истории и культуры. Организованная через 30 лет после открытия Рацека экспедиция нашла только остатки рисунков. Единственное, что сохранилось, – сделанные археологами прориси – точные копии изображений, переведенные на бумагу со стен пещеры. Благодаря им, мы и сегодня можем познакомиться с тем, о чем рассказывали  нам наши далекие предки. Наскальные рисунки эпохи бронзы, представлены в основном древнейшей галереей Саймалы-Таш (верховья р. Кугарт Нарынской области), петроглифами в окрестностях  г. Чолпон-Ата (Иссык-Куль) и в долине Кетмень-Тюбе (Рис. 1, 1а).alt
Но Саймалы-Таш – одна из самых больших в мире галерей петроглифов. Известный археолог А.Н. Бернштам так описывает свое посещение этого древнейшего горного храма: «Высоко в горах, свыше трех тысяч  метров над уровнем моря, в урочище Саймалы-Таш, что значит “узорчатый камень”, наша экспедиция занималась изучением многочисленных наскальных изображений. Саймалы-Таш – это гигантская картинная галерея древности. В течение тысячелетий, “рисуя” на камнях, люди оставляли здесь, в горах, следы своей деятельности, своего пребывания. Всего, вероятно, свыше ста тысяч изображений нанесено было на скалах Саймалы-Таша. Они были весьма разнообразными, потому что были выполнены в разное время. Самые древнейшие – во II тыс. до н.э.». Среди рисунков и солярные знаки, и сложные многофигурные композиции, изображающие сцены пахоты, ритуальные танцы, охоту. Самую многочисленную группу представляют изображения козлов. Они являлись и являются равнозначными символами таинственной старины и чаще всего встречаются и в сценах охоты, и в сценах столкновений с хищниками. Одни ученые склонны видеть в этом отзвуки борьбы тотемов. Другие – олицетворение древних культов, нашедших свое конечное выражение в зороастризме, где травоядные животные – спутники доброго божества, а хищники олицетворяют зло. Среди них на рисунках наиболее часто встречается волк и снежный барс.С культом солнца связаны солярные знаки. Это и круги с отходящими лучами, и антропоморфные изображения.Некоторые  сцены, видимо, являются воспроизведениями древних мифов.