1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Джакишев А.У. Вопросы борьбы с наркотизмом в Кыргызстане (XX в.)

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                

 

 

Ускоренное включение постсоветского Кыргызстана в процессы мирового общения породило еще один феномен. Речь идет о формировании в республике наркоэкономики или наркопространства. Фронтальная либерализация и приватизация, с одной стороны, и тотальная слабость государства, создали благоприятные условия для интеграции Кыргызстана в глобальный наркобизнес. Сегодня ситуация в Кыргызстане с наркопреступностью имеет не только устойчивую тенденцию роста, но и приобрела характер, представляющий угрозу национальной безопасности государства.

Проблема наркотизма в Кыргызстане имеет давние исторические корни. Люди говорили, что мак был завезен в Кыргызстан из Китая. Впервые запрет на культивирование опийного мака  был наложен царским правительством в конце XIX в. Однако в 1916 г., после прекращения поступления опия из Турции, Петербург вынужден был возобновить посевы мака и ввести государственную монополию на его закупку. Морфий, производное из опия, требовался в больших количествах российской армии, участвовавшей в первой   мировой войне. 

После Октябрьского (1917г.) переворота, декретом СНК Туркестанской республики от 20 августа 1920г. была установлена государственная монополия на опий, а 5 декабря 1921г. в качестве поощрения и стимулирования лиц, ведущих борьбу с контрабандой, комиссия ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркреспублики своим постановлением установила порядок премирования.(1) В целях усиления контроля за производством опия, недопущения его хищения и контрабандного вывоза его за границу, ЦИК и СНК Киргизской АССР вели учет посевов опийного мака путем объявления предельной площади посевов. Так, в 1926-1927 гг. посевы опийного мака составляли 4.700 десятин. Все незаконные посевы опийного мака, подлежали уничтожению за счет посевщиков, а нарушители привлекались к уголовной ответственности. (2)

В 1926г. валовой сбор опия-сырца в СССР составил 105.852 кг, что обеспечивало опийную независимость и возможность отказаться от импорта. Вместе с тем, недостача опия составила около 10 тонн, что свидетельствовало о серьезных недостатках в сохранности  урожая опия-сырца. (3) 8 мая 1926г. ВЦИК СССР принял постановление «Об усилении борьбы с контрабандой», которое ввело в практику суровые меры наказания вплоть до расстрела, внесудебное рассмотрение дел по контрабанде, повысило ответственность ОГПУ, милиции в обеспечении сохранности урожая. Суровая карательная политика и усиление охраны границы с Китаем в начале 30-х гг., способствовало сокращению контрабандного вывоза опия из Кыргызстана, однако он стал в значительных размерах поступать на внутренний рынок. (4)

Деятельность органов милиции в борьбе с наркотизмом в 30-е годы носила вынужденно негласный характер. Все материалы о наркомании и наркобизнесе были засекречены, этой проблемы как бы не существовало. Поэтому милиция вела борьбу со злом, которого официально как бы не было. Однако, большие объемы изымаемого у преступников опия свидетельствовали о широком распространении этого вида преступления. Например, в ноябре 1932 г. сотрудники УР задержали преступников, с 20 пудами опия. Опий принадлежал Лектехсырью и был захвачен преступниками во время транспортировки в г. Фрунзе в районе г.Токмак. В ходе ограбления бандиты убили двух проводников.(5)

С принятием 27 августа 1934 г. постановления ЦИК и СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли», официальными властями, пожалуй, впервые, отчасти признается опасные последствия распространения и потребления наркотиков. Действительно, результаты работы милиции в этом направлении подтверждали всю серьезность проблемы. Так, в марте 1936г. в г.Фрунзе за спекуляцию опием была задержана аптекарь Норенберг, ее муж Лян Юн Фу и пять соучастников, которые в течение ряда лет ежемесячно вывозили из республики не менее пяти пудов опия-сырца для продажи в городах Средней Азии, Дальнего Востока и Восточной Сибири. Кроме того, они содержали в г.Фрунзе десять опиекурилен, которые посещали более 100 наркоманов. У преступников было изъято более тонны опия, морфий, героин, кокаин, золото россыпью, золотые монеты царской чеканки, серебряные советские монеты и деньги – 400 тыс.руб.

Поскольку хищения опия-сырца, в соответствии с действовавшим Уголовным кодексом СССР 1926 г., рассматривались как спекуляция, посягательство на соцсобственность, борьба с наркопреступлениями была возложена на ОБХСС. Однако успешно противостоять этим видам преступлений было сложно ввиду несовершенства законодательства. Так, сравнительно небольшая мера ответственности за самовольные посевы опийного мака и индийской конопли, предусматривавшая наказание в виде лишения свободы до двух лет или исправительным работам до одного года, не могла остановить нарушения постановления ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. (6)   Неоправданная мягкость наказания данному виду преступлений способствовала все более широкому вовлечению населения в этот незаконный промысел.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) потребность в опийном маке резко возросла. Площади посевов опийного мака увеличились. На работников милиции была возложена повышенная ответственность за охрану посевов, сохранность урожая. Была введена система круглосуточной вооруженной охраны опийных плантации. Но хищения продолжались, опий стал своеобразным эквивалентом натурального обмена на оружие, золото, продукты питания, одежду.

Интенсивное расползание наркотизма из Кыргызстана на территории соседних республик, стало темой обсуждения на первом совещании начальников ОБХСС республик Средней Азии, Казахстана и Закавказья, состоявшееся 24 мая 1952 г., в г.Фрунзе. Оно рассмотрело меры по укреплению взаимодействия органов милиции союзных республик по борьбе с распространением наркотизма. Совещание констатировало, что неудовлетворительно осуществляется охрана опийного мака, культивируемая в 98 хозяйствах Кыргызстана. Большие поступления похищенного опия из Кыргызстана в Туркменистан резко снижали производительность труда в колхозах. Одурманенные наркотиками люди неделями не выходили на полевые работы. Подобные случаи имели место в Узбекистане и Казахстане. Диссонансом сложившейся критической наркоситуации в стране, прозвучало выступление представителя отдела адморганов ЦК ВКП(б), который заявил, что проблемы наркомании в СССР нет и быть не может, что это якобы лишь «живучий пережиток капитализма», а борьбу с хищением опия следует рассматривать как чисто милицейскую, а не социальную проблему. Такова была партийная директива, и органы милиции вынуждены были ею руководствоваться. (7)

По воспоминаниям ветерана МВД  С.Рыспаева, который с 1955г. по 1960 г. организовывал борьбу с расхитителями опия в Иссык-Кульской области, ни облавы, ни сторожевые вышки на плантациях мака,  ни аресты, не могли остановить хищения. Почти в каждом селе был свой негласный лидер, контролировавший поставки похищенного опия в города среднеазиатских республик. Хищения опия происходили на всех этапах производственной цепочки. Уследить за всеми ухищрениями было просто невозможно. (8)

Во второй половине 50-х годов, наряду с борьбой с хищениями опия, перед милицией встала задача поставить заслон распространению гашишной наркомании. В августе 1957г., в г.Фрунзе, на очередном совещании начальников ОБХСС среднеазиатских республик и Азербайджана, было заявлено об угрозе распространения нового источника наркомании – гашиша. Пользуясь свободой доступа к плантациям дикорастущей конопли, слабое реагирование местных властей на самовольные посевы конопли на приусадебных участках, наркодельцы увеличивали заготовку гашиша, который стал вторым после опия растительным наркотиком, добываемым в Кыргызстане. Только за 1958-1959 гг. работниками милиции у преступников было изъято 790 кг опия и 950 кг анаши. (9)

Поскольку потребление гашиша было особенно широко распространено  среди молодежи, учащихся школ, техникумов и ПТУ, что вело к росту числа преступлений, совершаемых лицами, находившихся в состоянии наркотического возбуждения, 9 июля 1964г. Совет Министров Киргизской ССР принял постановление о прекращении с 1965г. выращивания южно-чуйской конопли в республике и перепрофилировании лубяных заводов. Правительство СССР издало постановление запрещающее посевы конопли на приусадебных участках, а также на других земельных участках, находившихся в личном пользовании граждан. Президиум Верховного Совета Киргизской ССР издал Указ, предусматривавший уголовную ответственность за посевы южночуйской конопли.

Необходимость и своевременность принятия вышеназванных решений, как нам представляется, была продиктована и тем обстоятельством, что к середине 60-х годов ХХ века в среднеазиатском регионе сформировалась разветвленная сеть так называемой «гашишной наркомафии», которая по своему потенциалу была сопоставима с существовавшей «опийной наркомафией». Один из ощутимых ударов по «гашишной наркомафии» органы милиции нанесли в 1965г., разоблачив несколько крупных организованных групп наркодельцов, действовавших на территории среднеазиатских республик, изъяв у них более тонны гашиша. (10) Нам представляется, что начало 60-х годов прошлого века стало тем временным рубежом, когда контроль над сферой криминального наркобизнеса перешел от наркодельцов-одиночек к крупным организованным преступным группам, обладавших неизмеримо большими финансовыми и организационными возможностями. Одна из подобных крупных преступных групп, насчитывавшая 39 чел., была разоблачена в 1966г. У преступников было изъято 103 кг опия, более 20 тыс. руб., золотые изделия и другие ценности, описано 8 особняков. (11)

С начала 60-х гг. количество организованных преступных групп неизменно росло. (см. табл.1)

                                                                                                                           Таблица № 1

Сведения о ликвидированных преступных группах

 

1963 г.

1964 г.

1965 г.

1966 г.

1967 г.

За 5 лет

Кол-во преступных групп

9

8

13

21

17

68

Изъято опия (кг)

98,1

62,7

142,5

160

118

581,3

Конфисковано денег (руб.) 

21.030

5.104

63.248

15.134

23.000

127.516

Конф-но имущества (руб.)

50.670

40.211

102.305

67.101

35.000

295.287

 

Значительная доля преступных групп была представлена выходцами из других республик. Так, за 1962 - 1967 гг. было арестовано 119 чел., прибывших для скупки опия из других республик, в том числе из Узбекистана – 36, Туркменистана – 30, РСФСР – 22, Казахстана – 20. (11) Приток наркодельцов-гастролеров из года в год нарастал. Если в 1962-1964гг. задерживалось по 7-10 чел. в год, то в 1967г. - было арестовано - 35. (12)

В апреле 1966г. в г.Фрунзе состоялось очередное межреспубликанское совещание по усилению борьбы с наркоманией, хищениями и распространением наркотиков. В работе совещания приняли участие ответработники ЦК КПСС, руководство республики, министры МООП десяти союзных республик, и т.д. Сам факт участия в работе совещания представителей высших эшелонов власти свидетельствовал о том, что проблема наркотизма стала вызывать беспокойство на самом «верху». На совещании МООП Кыргызстана внесло ряд конкретных предложений по предотвращению хищений опия, но главным прозвучало предложение о прекращении производства опия.

С середины 30-х гг. до 1969 г. борьбу с наркоманией вели аппараты БХСС, которые, в основном, занимались организацией мероприятий по обеспечению сохранности урожая опия-сырца от хищений, а также выявлением и изобличением спекулянтов наркотиков. Однако, учитывая, что борьба с наркотизмом не ограничивается только этими вопросами, в 1969г. приказом МВД СССР функции организации борьбы с наркотизмом были переданы в УР. В штаты УР республики дополнительно было введено 46 инспекторов, специализировавшихся на предотвращении и раскрытии наркопреступлений. Таким образом, начиная с 1969 г. работа по борьбе с этим видом преступлений стала вестись более комплексно, специализированно и целенаправленно. (13)

Скоординированные усилия органов милиции республик Средней Азии и РСФСР в борьбе с наркотизмом давали свои результаты. За 1969-1971гг. за хищение, сбыт наркотических веществ было привлечено к уголовной ответственности 1.345 чел., изъято 2.019 кг опия-сырца. (14) Благодаря совместной деятельности специализированных подразделений сотрудников УР и следствия, в январе 1971г. была обезврежена преступная группа в количестве 27 чел., которую возглавлял житель Северо-Осетинской АССР. Шайка успела совершить в Кыргызстане более 30 особо опасных преступлений, переправила в Туркменистан свыше тонны опия. (15).

Несмотря на профессиональные усилия работников УР, они не могли кардинально повлиять на наркоситуацию в республике. Стало очевидным, что для улучшения борьбы с наркопреступлениями необходимо создать в системе МВД республики самостоятельную службу, которая бы занималась только профилактикой и раскрытием наркопреступлений. МВД Киргизской ССР вошло в МВД СССР с соответствующим ходатайством, которое было удовлетворено. В марте 1972г. в МВД республики был образован самостоятельный отдел по борьбе с наркотизмом, в областных и ряде районных ОВД созданы аналогичные отделы, отделения и группы. В следственном отделе МВД республики была образована группа в количестве четырех следователей, специализировавшихся на расследовании дел, связанных с наркотизмом.

В связи с угрозой дальнейшего распространения наркотизма, учтя неоднократные просьбы руководства республики о прекращении в Кыргызстане производства опия-сырца, Совет Министров СССР принял 2 апреля 1972г. постановление «О мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркомании», согласно которому с 1974г. прекращалось производство опийного мака в республике. (16)

В 80-е гг., наряду с проведением текущих оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и разоблачению наркодельцов, внимание милиции было акцентировано на профилактику этих преступлений, повсеместное уничтожение незаконных посевов опийного мака и плантаций дикорастущей конопли, взятие на учет наркоманов. В ходе наведения учета наркоманов, была выявлена тенденция их роста, а также отмечен тревожный факт увеличения доли молодежи до 18 лет среди наркоманов. (см. табл. 2)

                                                                                                                               Таблица № 2

Сведения о количестве состоящих на учете в ОВД потребителей наркотиков

 

 

1977 г.

1978 г.

1979 г.

1980 г.

1981 г.

Состояло на учете наркоманов

1.401

1.518

1.563

1.619

1.725

В том числе, наркоманов до 18 лет.

51

46

50

68

98

 

Законодательной базой для усиления профилактики наркотизма в республике стал Указ ПВС Кирг. ССР «Об административной ответственности за непринятие мер по уничтожению дикорастущей конопли» от 10 мая 1982г. В год выхода данного Указа было уничтожено конопли на площади 3.652 га. (18) 

В мае 1988г. была введена в действие республиканская комплексная программа по борьбе с наркотизмом. Благодаря скоординированным действиям различных ведомств было выявлено на 18% больше нарушений антинаркотикового законодательства, изъято свыше тонны наркотических веществ.

В эти годы произошли существенные изменения в поведении наркоманов в сторону их криминализации. Все чаще источником добывания средств для приобретения наркотиков становится совершение имущественных преступлений. Так, в 1988г. наркоманами, состоящими на учете, было совершено почти в два раза больше преступлений (147 против 89), в том числе 85 краж, четыре убийства, два грабежа. (19)

Проводимая органами милиции работа по пресечению скупки, заготовки и сбыта традиционных наркотических веществ: опия и гашиша, с одной стороны, а также увеличивающийся спрос на наркотики, с другой стороны, вызвал поиск других наркотических средств. В результате, в среде наркоманов наметилась тенденция перехода на потребление наркотикосодержащих лекарственных препаратов, добываемых, как путем совершения краж в аптеках, так и посредством предъявления в аптеках поддельных рецептов. Таких поддельных рецептов на приобретение наркотикосодержащих препаратов было обнаружено более 200 штук. (20)

В годы перестройки, страна отказалась от одиозных идеологических догм, признав наличие в СССР организованной преступности, что, наконец, позволило органам милиции создать специальные подразделения по борьбе с нею. Наиболее активно организованные преступные группы действовали в сфере наркобизнеса. 1987г. из 868 зарегистрированных преступлений по линии наркомании, в 118 преступлениях были замешаны преступные группы. Выявлено 1.005 наркопреступников. (21)

Среди организованных преступных групп (ОПГ) выделялись высокой организованностью и устойчивостью ОПГ сформированные по этническому принципу. Так, в сентябре 1989г. была разоблачена преступная группа цыган, прибывшая из Волгограда, занимавшаяся отправкой гашиша в гг. Волгоград, Караганду, Ростов. В этих городах в ходе оперативно-следственных мероприятий было арестовано 15 чел., изъято 175 кг мариуханы, два револьвера с боеприпасами и холодное оружие. В этот период, отчетливо проявила себя тенденция смыкания наркомании и наркобизнеса с общеуголовными преступлениями. Появились, так сказать, «многопрофильные» преступные группы, занимавшиеся как наркобизнесом, так и совершением различных уголовных преступлений. В октябре 1989г. была арестована вооруженная группа в количестве восьми человек, жителей г. Фрунзе. Преступники, все ранее судимые, в течение двух лет совершали кражи автомашин, разбойные нападения с нанесением тяжких телесных повреждений, торговали наркотиками. У них было изъято 106 кг гашиша, приготовленного для сбыта в г.Ашхабад, огнестрельное оружие, запасные части от угнанных и разукомплектованных автомашин. Проведенный комплекс организационных, оперативных и специальных мер в рамках реализации вышеупомянутой республиканской антинаркотиковой программы, привел к сокращению на 38% числа преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. (22)

О масштабах распространения наркотизма в СССР можно было судить по географии дислокации преступных групп и гастролеров-наркоторговцев, занимающихся наркобизнесом. Это стало ясным после того, как органы милиции Кыргызстана установили канал транспортировки наркотиков, посредством их закладки в почтовые посылки. Только за 6 месяцев 1989г. на при железнодорожном почтамте г.Фрунзе было выявлено 104 посылки, в которых содержалось 250 кг наркотиков, предназначенных для 34 населенных пунктов страны. В ходе расследования было арестовано 84 чел. (23)

Развал СССР, в декабре 1991г., привел к системному спаду всей правоохранительной работы, вызвал обвальный рост преступности, в том числе и наркотизма. Была разрушена, десятилетиями существовавшая в СССР, структура управления и координации борьбы с наркотизмом. В сложившейся ситуации, 17 марта 1992г. было принято постановление Правительства республики «О мерах по усилению борьбы с наркоманией», которое потребовало от МВД республики восстановить утраченные позиции. Возникла необходимость создания республиканского органа по координации и контролю государственных органов и учреждений, ведущих борьбу с наркотизмом. В феврале 1993г. такой орган был образован в лице Государственной комиссии по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики (ГККН), а для борьбы с наркобизнесом в силовых органах были созданы специальные службы. Были приняты Национальные программы борьбы с наркотизмом. 

С середины 90-х гг. возобновляется процесс восстановления утраченных интеграционных связей в рамках СНГ, так и наведения новых контактов в формате мирового сообщества. Учитывая то обстоятельство, что Кыргызстан в XXI в. столкнулся с целым рядом угроз, как трансграничная организованная преступность, наркобизнес, наркотизм и т.д., а существующие службы по борьбе с наркотизмом в МВД, СНБ, таможне, погранвойсках, в силу своей ведомственной ограниченности и вовлеченности отдельных сотрудников этих ведомств в наркобизнес,  не справляются  с вызовами дня, возникла настоятельная необходимость в создании особой службы по борьбе с наркобизнесом при Президенте КР, наделив ее правами силового министерства. 17 июня 2003 г. Указом Президента КР было  создано Агентства по контролю наркотиков (АКН). АКН призван не только бороться с наркобизнесом, но и осуществлять координацию всех заинтерисованных ведомств, ведя разработку новых методик и технологий разоблачения и расследования наркопреступлений.

 

Список литературы

 

1.       Наматбаев С.Н. Оправдывая доверие… (Из истории милиции Киргизии). – Ф.: Кыргызстан, 1989. - С. 22

2. ЦГА КР. Ф.115. О.1. Д.1. Л.40. Постановление № 4 ЦИК и СНК Киргизской АССР «О порядке посева и сбора опийного мака» от 3 мая.1927 г.

3. Зеличенко А. Л. Афганская наркоэкспансия 1990-х гг. и проблемы национальной безопасности Кыргызстана / Ответ.ред. акад. В.М.Плоских КРСУ, - Бишкек: 2003.- С.106.

4. Зеличенко А. Л. Афганская наркоэкспансия 1990-х гг. и проблемы национальной безопасности Кыргызстана / Ответ.ред. акад. В.М.Плоских КРСУ, - Бишкек: 2003.- С.109.

5. ЦГА ПД КР. Ф.10. О.1. Д. 433. Л. 22. Спецсводка № 3 о происшествиях и обслуживании г. Фрунзе в дни октябрьских торжеств за 6-9 ноября 1932 г.

6. Зеличенко А. Л. Афганская наркоэкспансия 1990-х гг. и проблемы национальной безопасности Кыргызстана / Ответ.ред. акад. В.М.Плоских КРСУ, - Бишкек: 2003.- С. 110-112.

7. Зеличенко А. Л. Афганская наркоэкспансия 1990-х гг. и проблемы национальной безопасности Кыргызстана / Ответ.ред. акад. В.М.Плоских КРСУ, - Бишкек: 2003.- С. 114, 115, 116.

8. Рыспаев С.Р. Из воспоминаний ветерана МВД Киргизской ССР полковника внутренней службы Рыспаева.

9. ЦГА ПД КР. Ф. 56. О.4. Д. 1221. Л. 7. Протокол № 63 от 20 января 1960г. «О мерах по усилению борьбы с хищениями наркотических веществ и спекуляций ими»

10. Архив МВД КР. О. 2с. Д.196. Л.1. Приказ МООП № 310 от 18 июня 1966 г. Киргизской ССР «О поощрении зам. начальника по оперативной работе СИЗО № 1 УМЗ Шубина М.Е.»

11. Архив МВД КР.О.2. Д.197. Л.34. Приказ МООП № 552 от 19 октября 1966 г. Киргизской ССР «О поощрении зам. начальника УМ МООП полковника милиции Атаханова Е.А.» 

12. Архив МВД КР. Ф.1с. О.1с. Д.232. Л.8.12. Справка о состоянии и мерах борьбы с приобретением, хранением, сбытом и перевозкой наркотических веществ в Киргизской ССР от 26 января 1968 г.

13. Архив МВД КР. Д. 292. Л.19. Справка о проверке состояния борьбы с наркоманией в республике

14. Усубалиев Т.У.  Надо знать прошлое, чтобы не ошибаться в будущем: Книга 2. – Б.: Шам, 1996 – С. 505.

15. Архив МВД КР. Д.5. Л. 56, 59. Докладная записка «О состоянии борьбы с наркоманией в Киргизской ССР и мерах по ее улучшению» от 8 февраля 1972 г.

16. Усубалиев Т. У. Надо знать прошлое, чтобы не ошибаться в будущем: Книга 2. – Б.: Шам, 1996 – С. 491. 

17. Архив МВД КР. Д. 35. Л. 21. Сведения о количестве состоящих на учете в ОВД потребителей наркотиков и принятых к ним мер за 1977-1981 гг.

18. Архив МВД КР. Д. 39. Л. 60. Докладная начальнику штаба МВД СССР от 13 августа 1982 г.

19. Архив МВД КР. Д.17-1. Л. 7. Протокол № 1 заседания коллегии МВД Киргизской ССР от 25 января 1989 г.

20. Архив МВД КР. Д.17-8. Л. 31. Протокол № 8 заседания коллегии МВД Киргизской ССР от 31 июля 1989г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности в 1 пол. 1989 г. и дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и ООП».

21. Архив МВД КР. Д. 221. Л. 76. В ГУУР МВД СССР «Об укреплении аппарата УР МВД Кирг. ССР» от 19 мая 1988 г.  

22. Архив МВД КР. Д. 438. Л. 5.  Протокол № 1 заседания коллегии МВД Киргизской ССР от

26 января 1990г. «Итоги оперативно-служебной деятельности за 1989г. и задачи по дальнейшему укреплению соцзаконности и правопорядка в свете требований постановления Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. «О решительном усилении борьбы с преступностью»

23. Архив МВД КР. Д. 406. Л. 234, 235. О создании межрегионального Управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью по Киргизской ССР

24. Хакимов Р.М. «Проблемные аспекты практики выявления и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств». Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы реализации программы «Кадры 21 века» (Человеческий аспект и экономико-правовые нормы). Часть 2. Человек и право / И-т переподготовки и повышения квалификации кадров КГНУ. – Б.: 1998 – С. 279-280.

25. Курманов К.Ш.  «Проблемы борьбы с наркотизмом». Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы реализации программы «Кадры 21 века» (Человеческий аспект и экономико-правовые нормы). Часть 2. Человек и право / И-т переподготовки и повышения квалификации кадров КГНУ. – Б.: 1998 – С. 230, 231, 239.