1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоских В.М. Краткий экскурс в историю кыргызов- древнего горного народа.

Индекс материала
Плоских В.М. Краткий экскурс в историю кыргызов- древнего горного народа.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

 

 

 

Плоских В.М. С отрогов Небесных Гор до Северной Пальмиры. Б.,2003. С.-8-18.

 

Кыргызстан - на 4/5 страна гор. Кыргызы - один из древнейших горных народов. Впервые этноним «кыргыз» зафиксирован в китайских хрониках под 201 годом до н.э. Но предки кыргызов - саки, гунны, усуни, своими корня­ми уходят еще в более седую древность. Уважаемый читатель, попробуйте воссоздать свое родо­вое генеалогическое древо, и вы тут же убедитесь, какую непростую задачу поставили перед собой. А насколько сложнее, многослойнее проблема восхождения любого на­рода. Сегодня, пожалуй, невозможно назвать народ, в ро­дословной которого было бы все ясно, и ученые не ломали бы копья в спорах по поводу всевозможных гипотез.
Полно загадок и в происхождении кыргызского народа. Казалось бы, так просто: в древние времена кыргызы жили на Енисее, а потом перебрались на Тянь-Шань, и все. Но эта простота кажущаяся. Она вводила в заблуждение мно­гих ученых, до предела накаляла научные дуэли, и все же, и сегодня существует чуть ли не полтора десятка гипотез о происхождении кыргызов. С точки зрения науки, это был многогранный сложный процесс - во времени и простран­стве. Но поинтересуемся прежде, что говорит о своей исто­рии и происхождении сам кыргызский народ? Тысячелетний героический эпос «Манас», передавае­мый многими поколениями из уст в уста, является как бы энциклопедией былой кыргызской жизни. Его задачи в изложении народного писателя Чингиза Айтматова так повествует о великой протяженности во времени кыргызской истории: «От тех дней и до этих дни утекли, как песок, ночи ушли чередой безвозвратной, годы ушли в века. В этом мире с тех пор столько душ пребывало, сколько камней есть на свете, а может и больше. Были добрые люди и злые, силачи гороподобные были, мудрецы всезнающие были, мастера все умеющие были, народы многолюдные были, давно исчезнувшие, от которых оста­лись теперь лишь их имена...
Что было вчера, того нет сегодня. В этом мире только звезды вечно правят свой путь при извечной луне, только вечное солнце вечно с востока встает, только земля черно­грудая на извечном месте своем...
А тем временем скалы осыпались в прах, и ветры угна­ли ту пыль в бесследные дали. Города воздвигались, и на старые стены новые стены вставали... От тех дней и до этих слово рождало слово, мысль рождала мысль, дело рождало дело, песня сливалась с песней, быль стала древ­ним преданием...
В этом сказании воскресим мы слово отцов и дедов. И минувшая жизнь снова возникнет взором живых...»1. В эпосе «Манас» юный герой спрашивает отца о происхожде­нии своего рода. Джакып - аксакал в затруднении:
«О дитя мое, род Твой навеки из тюрков-кыргызов,
Правил предок наш,
Потеснив род кытай.
Растеряли мы свой народ
Тогда, когда в разных местах
Каждый из нас правителем ходил» 2.
Прародина кыргызов в эпосе не указана, но место рож­дения  Манаса  и  многие  события  происходят  на  Алтае, Тянь-Шане, Алае и Восточном Туркестане. Как видим, Джакып помнит лишь деяния своего отца и смутно упоми­нает о времени более древнем. Но в этой смутной памяти тенью проскальзывает былое величие народа, когда кыргы-зы были правителями многих народов. Так в эпосе.
А что же говорят ученые?
И сегодня среди ученых нет единства при ответе на наш основной вопрос. Пока проблема сводится к трем основным гипотезам:
• кыргызская народность автохтонна, то есть с древней­ших времен обитала на современной территории (Тянь-Шань, Памиро-Алай, Иссык-Куль);
• кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения со своей прародины, с берегов Енисея и Алтая;
• кыргызская народность образовалась на Тянь-Шане в результате консолидации автохтонных (местных) и миграционных (пришлых) из Центральной Азии ком­понентов.
Последняя гипотеза получила наибольшее одобрение со­временной науки. Фундаментальное академическое издание истории Кыргызстана заключает: «...Кыргызская народ­ность сложилась на базе автохтонных племен и племенных объединений, которые ассимилировались с племенами цен-тральноазиатского происхождения. Ранняя этническая исто­рия Кыргызстана связана с древнейшими племенными со­юзами саков, усуней, гуннов. В эпоху тюркских каганатов и последующих кочевых объединений племена, вошедшие в дальнейшем в состав кыргызской народности, формирова­лись в среде тюркоязычного населения Тянь-Шаня и Саяно-Алтая. Часть племен северного Алтая и Прииртышья, но­сивших с IX в. название кыргызов, передвинулась после монгольского нашествия на Тянь-Шань, где слилась с мест­ным населением. Этот процесс завершился к XVI в. образо­ванием кыргызской народности»3.