1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Дятов В. На дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь. - Страница 2

Индекс материала
Дятов В. На дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 


Изгнанники во Христе
Однако могли на берегу Иссык-Куля в первом тысячелетии существовать христи­анский монастырь? Могли ли первые христиане достичь областей, столь удаленных от Средиземноморья? Ученые на эти во­просы отвечают утвердительно. Благодаря проведенным археологическим исследо­ваниям сегодня известно, что в Централь­ной Азии в свое время обосновались христиане-несториане. Несторианство как ре­лигиозное течение возникло в Византии в первой половине V века. Особо влиятель­ны были несториане в Сирии - в те вре­мена византийской провинции. В 431 го­ду это учение было объявлено ересью, его основателя, константинопольского патри­арха Нестория, отправили в ссылку, а его сторонников подвергли гонениям. Снача­ла несториане бежали в Персию, затем в Среднюю Азию. Некоторые из них добра­лись до Таласской и Чуйской долин. Тому есть целый ряд археологических доказа­тельств по берегам Иссык-Куля: на горо­дище Ак-Бешим были раскопаны христи­анская церковь и кладбище вокруг нее, на Краснореченском городище тоже прожи­вала христианская община, о чем свиде­тельствуют могильные камни (кайраки) с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые несторианские кресты. Кайраки с изображениями крес­тов были найдены на городище Бурана. Кроме того, на Иссык-Куле нашли покры­тую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апосто­лов. Керамика с крестной символикой бы­ла обнаружена повсеместно как в долин­ных частях Киргизии, так и в ее высоко­горных районах. Следов пребывания хри­стиан в Прииссыккулье сравнительно не­много, ноте, что найдены, являются сего­дня неоспоримым фактом.
Теперь ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относи­тельно возможности существования мона­стыря и «матфеевой могилы» в Курмен-тинской бухте. Ведь каталонская карта, на которую он ссылался, не дает четкого ука­зания на какое-то строго определенное место. Таким образом, нельзя исключить, что древний монастырь находится на тер­ритории одного из затопленных городов. К началу 90-х одов XX века ученым было известно как минимум о шести ушедших под воду Иссык-Куля древних населенных пунктах: это Койсары, Дархан, Долинка, Койсуу, Тору-Айгыр и Тюп. В тихую погоду сквозь толщу хрустальных вод можно бы­ло видеть то полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зали­занных волнами. В принципе любое из вышеназванных городищ могло иметь от­ношение к предмету поиска. Начались ме­тодичные подводные исследования, в хо­де которых археологи с аквалангами обнаружили помимо названных остатки еще семи античных и средневековых поселе­ний. В прибрежных водах было найдено множество керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском «зверином стиле», фундаменты строений. Впрочем, древние предметы по берегам Иссык-Куля находят то и дело. В этом корреспонденты «Ито­гов» смогли убедиться лично, совершив поездку по северному берегу горного озе­ра в сопровождении научных сотрудников Кыргызско-Российского славянского уни­верситета. Куда бы мы ни заезжали по пу­ти - в краеведческий музей поселка Чол-пон-Ата, на Иссык-Кульскую биостанцию, в местный яхт-клуб, - везде нам показы­вали свежие находки. В их числе были бронзовые топоры и светильники, нео­бычной вытянутой формы черепа пред­ставителей племени гуннов, целые и раз­битые глиняные кувшины и горшки.
Но ничего похожего на развалины мо­настыря до сих пор обнаружить не уда­лось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым ма­лоизученным остается город Тюп, распо­ложенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале XX века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не про­сматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пыта­лись заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокрови­ща. Поверить в существование клада си­ловиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский - бывший офицер-белогвардеец. С со­бой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православ­ным священником. На карте было отмече­но место укрытия сокровищ - где-то на северо-восточном побережье Иссык-Ку­ля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взя­лись за лопаты - но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали?