1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоских В.М. Новые материалы археологической экспедиции на Иссык-Куле.

Индекс материала
Плоских В.М. Новые материалы археологической экспедиции на Иссык-Куле.
Страница 2
Все страницы

 

 

 

Диолог цивилизаций. Ежеквартальный научный журнал. Б.,2004. №2 (5).

 

В зоне высокогорного озера Иссык-Куль в течение трех последних тысячелетий одна цивили­зация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказа­лась под водой (по наблюдениям ученых, озеро, по крайней мере, четырежды претерпело периоды трансгрессии и регрессии).
Руины древних поселений на береговой ли­нии Иссык-Куля известны давно. Многочисленные легенды, китайские и арабские летописи свиде­тельствуют о существовании здесь древних циви­лизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля. Причины их исчезновения до сих пор окончатель­но не выяснены.
В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное учас­тие, под водой было зафиксировано более десятка памятников, а в Иссык-Кульской котловине - до сотни. Они являются немыми свидетелями, по крайней мере, двух древних цивилизаций: сако-усуньской (I тыс. до н.э.) и тюрко-согдийской (втор. пол. I тыс. н.э. - нерв. пол. II тыс. н.э.).
Летом 2003 и 2004 гг. международная архео­логическая экспедиция ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук с участием аквалангистов Конфеде­рации подводной деятельности России под руко­водством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой добыла ряд уни­кальных материалов (4, 8-15, 22-25).
Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, максимально пол­ное обследование затопленного городища Кара-Ой (см. рабочую карту подводного отряда. и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.
В заливе Кара-Ой, что вблизи г. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м, в 2003 г. поднято два бронзовых жертвенных котла.
Большой котел, обнаруженный московским историком-аквалангистом С. вой, был занесен песком и илом, стоял вниз, и виднелся только нижний ободок поддона  Раскопки и подъем котла были осуществлены использованием лодки, катамарана и лебедки Котел, традиционно сакский, поразил, в очередь, своей хорошей сохранностью полной неокисленностью. На боках кот поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было.
Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона.. Очевидно, что поддон был заменен Следы пайки внутри поддона хорошо видны очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 вертикальные и 2 - горизонтальные.
Рядом (метрах в 10) обнаружен малый  бронзовый котел того же времени . С вверх дном, также был затянут илом и песком. Выступали только ножки, выполненные птичьих лап с четырьмя пальцами.
Аналогичный сакский котел был обноружен одним из фермеров у себя в огороде в с. Челпек, славящемся находками подобных жертвенников. Размеры котла идентичны подводным. Три ножки в виде копыт стенного животного, поддерживающие котел, создают хорошую опору .
Наиболее впечатляющей находкой стал обнаруженный на дне в Кара-Ой бронзовый г часть конской узды. Псалий  изготовлен способом литья по восковой модели. К часть парадной упряжи, он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух хищников, смотрящих в разные стороны (пантеры?), челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы на вверх на конце, а нижняя имеет подобие  бороды, соединены челюсти стилизованными зубами - типично сакский «звериный» стиль. Пектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыр-гызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетельствуют о мест ном производстве предметов.
Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акина-ки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут бьпъ датированы V-IV вв. до н.э. - временем активного зарождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, извест­ен по китайским письменным источникам. Находки свидетельствуют о распространении металлургии и бронзового литья среди саков в середине  I тыс. до н.э., о наличии торгово-ресмесленных  центров, к которым были привязаны скотоводы ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни.
В связи с последними археологическими на­рами вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной куль­турой и верованиями. Как заключает известный российский археолог; теоретик истории культурно­го наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массой: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как сви­детельствуют работы, проведенные усилиями под­водной археологии. В числе находок здесь имеют­ся раннекочевнические удила, псалий и предметы вооружения. Особое значение имеют многочислен­ные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не ис­ключено, что под воду ушел важный центр сакско-го общества, которое в основном известно по по­гребальным памятникам» (2, 108).
Вторая проблема, которой разведочная экс­педиция уделяла большое внимание - попытки локализовать под водой или на берегу нахож­дение средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Для этого было достаточно оснований.
Христианство стало проникать на террито­рию Кыргызстана с приходом согдийцев, несших с собой земледельческую культуру и новую веру. Процесс этот начал набирать силу где-то с середи­ны первого тысячелетия новой эры. Самым древ­ним памятником той давней эпохи на территории республики является небольшая церковь VII-VIII веков в древнем поселении Суябе - столице тюрк­ских каганатов в Чуйской долине.