1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Носова Е.В.Церковь и война

Индекс материала
Носова Е.В.Церковь и война
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

«Кто на войне не бывал,
тот Богу не маливался».

Русская пословица

Церковь и Война... Такие противоречащие друг другу понятия. Церковь, как единое тело, объединяющее верующих, и Война, как страшное явление, втягивающее в свой кровавый круговорот миллионы и миллионы людей.
Как же Церковь относится к войнам? Допускает ли христианство войну? Считает ли возможным участие верующего человека в боевых действиях?

Война - великое бедствие. Она является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти, как считают Отцы Церкви (Быт. 4, 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества и, по Новому Завету, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мф. 13, 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16, 16).
Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, - греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», - гласит закон Моисеев (Исх. 20, 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь - это жизнь (Лев. 17, 11-14). «Кровь оскверняет землю», - говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35, 33) [1].
На протяжении истории Церкви одни христианские богословы и философы утверждали, что война есть убийство, которое запрещается Богом, что христиане вообще не должны воевать ни против кого, кроме грехов своих, так как через Иисуса Христа они стали детьми мира. Что не подобает одновременно служить Христу и дьяволу, что не может одна душа служить двум господам.

Ошибка отрицающих войну заключается в том, что они считают равнозначащими два неодинаковых понятия: война и убийство. Различия во взглядах на войну у представителей Церкви заключались в том, что одни из них имели в виду войны несправедливые, в то время как другие, считавшие войну законной, подразумевали войны справедливые - войны с целью защиты правого дела, защиты от насилия и зла [2].

Выдающийся богослов, митрополит Московский Филарет (Дроздов) поучал: «Бог любит добродушный мир, и Бог благословляет праведную войну. На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной... Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, - ты на небе приемлешь жизнь и венец!» [3].
Война как обычное явление, как одна из форм жизни, с древности имела опору в религиозных воззрениях многих народов. В Ветхом Завете говорится о том, что еврейский богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. В книге Екклесиаста сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1, 3, 8). По закону Моисея каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (Числ. 1, 3, 49, 50; 2, 33; 26, 2). Очевидно, войны считались необходимыми и справедливыми и потому невозможно говорить о запрещении войны и военной службы ветхозаветным учением.
Определенное внимание вопросам насилия уделяет и новозаветное учение. С одной стороны, Новый Завет не проповедует своим последователям ничего воинственного, напротив, им внушается терпение, смирение, самоотречение. «Не противься злому, - говорит Христос. - Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф. 5, 39). Однако следует заметить, что речь здесь идет лишь о сравнительно легких формах насилия, которым не следует сопротивляться. Этими словами Христос вовсе не запрещает человеку сопротивляться преступнику, который грозит ему убийством. Спаситель повелел Апостолу Петру вложить меч свой в ножны: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Вероятнее всего, данные слова обозначают грозное предостережение всякому, поднимающему меч на другого (и как не вспомнить в связи с этим слова Благоверного князя А. Невского «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»).
Тем самым, Христос и апостолы подтверждают признание Ветхим Заветом войны в некоторых случаях неизбежной и законной.
Следовательно, считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «не убий». Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы врагов победить (Исх. 21, 22). И согласно христианскому учению, христианин, защищая одних, вынужден воевать с другими: во имя защиты правды и добра, защиты ближних он может нарушить мир [4].



120.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 9387761