1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

М. Н. Федоров, А. М. Мокеев Серебряная чаша XI в. из Кыргызстана

Индекс материала
М. Н. Федоров, А. М. Мокеев Серебряная чаша XI в. из Кыргызстана
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

 


Публикуется по изданию:
 
Российская археология. 1995, № 1. - с. 165-174 

В мае 1991 г. на кафедру древней и средневековой истории Киргизского государственного университета студент Б.К. Мамырбаев доставил на предмет определения серебряную чашу, хранившуюся у М.Д. Курманбекова, директора средней школы с. Джонбулак Джетыогузского района Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан. Точное время и обстоятельства находки неизвестны. Известно лишь,  что она была найдена чабаном на летнем пастбище на сырте (высокогорном плато) в бассейне речки Ак-Шыйрак, к югу от оз. Иссык-Куль. Севернее этой местности, на южном берегу Иссык-Куля, находится городище Барскаун (остатки средневекового г. Барсхан, столицы одного из уделов на территории Восточного Караханидского каганата). Видимо, на богатых травами сыртах Ах-Шыйрака, примерно в 100 км к юго-востоку от их столицы, находилась летовка Караханидских владетелей Барсхана.Находка оказалась уникальной. Расшифровка надписи показала, что чаша несет на себе почетную титулатуру караханидского правителя третьей четверти XI в 'Имад ад-Даулы Тогрул-карахана, коему она принадлежала или, по крайней мере, была изготовлена. Для Кыргызстана эта находка имеет такое же значение, как если бы на территории бывшей Киевской Руси была найдена серебряная чаша с именем Владимира Мономаха или какого-либо другого князя, современника этого Тогрул-карахана.Перейдем к описанию чаши (рис. 1-3).  По форме она представляет в верхней части цилиндр, который, плавно сужаясь, переходит в сферическое дно. Первоначально чаша имела поддон в виде широкого, сужающегося кверху усеченного конуса («блюдце» – по сообщению информатора) высотой около 3 см. Поддон был отломан находчиком для изготовления украшения для лошади.Форма чаши изящна, она хорошо ложится в ладони, и так из нее пить гораздо удобнее, чем держа за ручку. Ручка, судя по всему, была приделана позднее. Выполнена она довольно грубо и примитивно и явно к чаше не подходит. Она приклепана к чаше двумя железными штифтами, проходящими через отверстия в стенке чаши. Жидкость, налитая в чашу, через эти отверстия просачивается.Анализ показал, что тулово чаши сделано из серебра 903,4 пробы, а ручка –  917,8 пробы. То обстоятельство, что тулово чаши и ручка сделаны из металла разной пробы, говорит в пользу того, что чаша и ручка изготовлены в разное время.Вес чаши 590 г. Емкость 1,8 л. Диаметр по венчику 15,6 см, высота 13,7 см. Снаружи на донце чаши следы припоя (видимо, на оловянной основе). Судя по этим следам, диаметр верхней части донца в месте его соединения с туловом чаши составлял 4,4-4,5 см. Толщина стенок донца, судя по этим следам, могла быть до 0,4 см. Если информация о высоте поддона (около 3 см) правильна, то чаша должна была напоминать по форме бронзовые на коническом поддоне сакские котлы.Венчик выполнен в виде ободка, идущего снаружи по стенкам чаши. Его высота 0,55 см. Посередине ободка – горизонтальная ложбинка шириной 0,4 см,166alt
углубляющаяся к центру до 0,1 см. Толщина венчика 0,27 см. Под ним, отступя на 0,12 см, идет стенка чаши. Ее толщина 0,15 см. На расстоянии 1,1 см вниз от венчика начинается скоба приклепанной ручки. Это грубо выполненная серебряная пластина шириной 1,6 см. По ее краям на наружной стороне скобы два продольных бортика высотой и шириной до 0,1 см. Толщина ручки с бортиками по краям 0,25 см. Без них – 0,15 см. Длина приклепанных к чаше концов ручки до 1 см. Расстояние между ними 7,5 см. Боковые части скобы отходят от тулова чаши под углом, так что скоба сужается к верхней части. Длина боковых частей скобы 2,6 см. Ее тыльная часть имеет вид дуги (с основанием 6,3 см и наибольшим прогибом от основания в 0,6 см).Отступя на 0,2 см ниже венчика, по стенкам чаши идет горизонтальная полоса эпиграфического орнамента шириной 2,4 см (гравировка, чернь). Серебряные буквы красиво выделяются на черном фоне с тонкими серебряными растительными побегами. Фон выполнен в технике ниелло, или черни. Это украшение металлического сосуда узорами из сплава серебра, меди, серы и буры. Толченый сплав в виде порошка или кашицы наносился на поверхность или в специальные углубления и подвергался плавлению. Получалось красивое глянцевитое покрытие черного или темно-серого цвета, напоминающее эмаль. В зависимости от замысла мастера, получались светлые узоры на черном или черные на светлом фоне.Местами орнамент поврежден и растительные побеги разглядеть невозможно. На этих участках фон сплошной черный или коричневатый.Надпись разделена на 4 части. В трех случаях эпиграфический орнамент прерывается изящными арабесками в виде стилизованного растительного побега, заключенного в круг. В двух случаях круг прослеживается, в третьем – из-за
167повреждености орнамента не прослеживается.