1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Ярков А.П.Очерк истории религий в Кыргызстане

Индекс материала
Ярков А.П.Очерк истории религий в Кыргызстане
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы


 

 

 

 Ярков А. П. Очерк истории религий в Кыргызстане.
- Бишкек, 2002. - 96 с.: Таб.

 

Оглавление
Предисловие
Введение
Определения
1. Начало
1.1. Исторический Пролог
 
1.2. О появлении мировых и национальных религий в Кыргызстане
2. Религии в Кыргызстане во второй половине ХIХ–ХХ вв.
2.1. Судьба религий в досоветский период
 
2.2. Религия и советская власть
3. Еще не эпилог. Религия и гражданское общество
Summary
Корутунду
Литература 

Предисловие
Выстраданная обществом в течение длительного времени идея диалога, осмысливается сегодня не только как одна из основополагающих идей внутриполитической доктрины страны, но и как важнейший нравственный ориентир в жизни людей.
Кыргызстан всегда являл собой образец открытой, сложной, развивающейся системы, охватывающей различные этнические и религиозные культуры. Изучение механизмов функционирования этой системы представляется чрезвычайно важным, поскольку, как утверждает современная философия, искать источники развития любой системы следует в ней самой. Это было отмечено на состоявшемся в Бишкеке в 2002 г. с помощью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Международном Круглом Столе «Диалог культур и религий – гарантия мира и стабильности». Изучение и пропаганда культур всех этносов и конфессиональных групп региона участниками Круглого стола были квалифицированы как важнейший способ сохранения и развития культуры Кыргызстана. Тогда и возникло предложение издать хотя бы краткий, но, как представляется, чрезвычайно нужный очерк по истории религий этого региона, в котором многовековой опыт совместной жизни в древности, средневековье, недавнем прошлом и настоящем получил бы адекватное освещение. Как массовая, так и элитарная культура современного Кыргызстана претерпевает сегодня серьезные мировоззренческие сдвиги. Уходят в прошлое советские стереотипы, складывается новая картина мира, формируются новые моральные нормы. В этих условиях представляется очень важным сознательное культивирование средствами массовой информации, просвещения, искусства, науки идей гуманизма и веротерпимости. В конечном итоге, идеалы культурной и конфессиональной самобытности не должны застилать главного – безусловной ценности человеческой личности.  В современном мире большинство государств полиэтничны и поликонфессиональны. Как показывает мировой опыт, многообразие, в том числе и конфессиональное, является важнейшим залогом выживаемости и развития общества. В конечном счете, общества закрытые, монокультурные и моноконфессиональные обречены на стагнацию и энтропию. Необходимость многополюсности и поликультуральности осознана мировым сообществом. В современном видении цивилизации Востока и Запада, которым в ХХI в. С.Хантингтон предрекал неизбежный конфликт, образуют два крыла, без которых полет в будущее едва ли возможен. При этом право на этническую, конфессиональную самобытность является неотъемлемым правом личности.   Необходимо констатировать, что идея диалога приобрела статус стратегической идеи сравнительно недавно. Длительное время бытовало представление, согласно которому, универсальным способом решения всех проблем является развитие технологий, технический прогресс. В сентябре 2001 г. с помощью современных информационных технологий весь мир наблюдал, как на глазах безвинно гибнут тысячи людей, оказавшиеся заложниками не только группы фанатиков (использовавших религию как прикрытие для своих целей), но и современной техники. В те дни вновь заявила о себе старая истина – «подлинный прогресс – это, прежде всего, нравственный прогресс». Великий гуманист А.Швейцер утверждал: «Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой». Религия всегда была сферой воспитания нравственности. Можно утверждать, что идея диалога, неотделимая от идеалов гуманизма, зарождается в недрах религиозного мировоззрения. Стремление к диалогу можно квалифицировать как важнейшую тенденцию современного мира. Аксиоматичным становится тезис – полиэтнокультурное сообщество становится нестабильным, если не найден консенсус групп, его составляющих. Экстремизм, использующий религиозные идеи, является серьезным барьером к достижению всеобщего блага. Но и попытки иной религии приобрести «монопольное» положение в обществе могут привести к тем же проблемам, которые рождает тоталитаризм в любых его разновидностях. Освободиться от стереотипов монологического мышления, объявляющего войну всему, что не входит в узкие рамки «единственно верного и всепобеждающего учения», – крайне важная и актуальная проблема. В предлагаемой вниманию читателя брошюре сделан серьезный шаг в этом направлении. Выдвинутая автором либеральная концепция полиэтнического общества и государства свидетельствует – будущее у гражданского общества в Кыргызстане есть!


Г-н Айдын Идил,
Глава Центра ОБСЕ в Бишкеке