1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

А.Кочкунов. Проблемы этнологической науки в постсоветском Кыргызстане (постановка проблемы)

Индекс материала
А.Кочкунов. Проблемы этнологической науки в постсоветском Кыргызстане (постановка проблемы)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

Bookmark:11http://siteistok.host.net.kg/ 

Становление и развитие этнологической (этнографической) (1) науки Кыргызстана проходило в теоретических и методологических рамках развития советской этнографической науки. У истоков научного исследования проблем кыргызской этнографии стояли представители дореволюционной русской этнографической школы. В советское время этнографическому изучению народов Кыргызстана, придавалось важное государственное значение. Усилиями  историков, этнологов Москвы, Ленинграда (П.И. Кушнер, А.С.  Бежкович, В.Н. Дублицкий, А. Диваев,  Ф.А. Фиельструп, Н.П. Дыренкова, С.М. Абрамзон др.)  были начаты полевые исследования, которые  в основном выполнялись по  заказу государственных органов управления Советской власти. С созданием республиканской академии наук, развитие этнографической науки имело плановый характер, который состоял из следующих компонентов: подготовки национальных кадров этнографов, сбора полевых  этнографических материалов, создание научных трудов,  формирование  музейного фонда. При этом координирующая роль принадлежала, как правило, центральным научным учреждениям.  Главными достижениями этнографической науки Кыргызстана в советское время можно считать выявление основных этапов  этнической истории кыргызского народа, исследование этнической культуры, общественных, семейно-брачных, семейно-родственных отношений, верований,  культов, духовной культуры и др. компонентов истории и культуры кыргызского народа. Были исследованы также этнические процессы,  протекавшие в Кыргызстане за годы социалистических преобразований. Основные результаты этнологических исследований вошли  в фундаментальное  многотомное  академическое издание «История Киргизской ССР». Были достигнуты успехи и в историко-сравнительном  исследовании с традиционной культурой  тюркских, монгольских и др. народов Центральной и Средней Азии.  Здесь  особо следует отметить этногенетическое исследование признанного авторитета этнографии кыргызского народа Саула Матвеевича Абрамзона. Его труд «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи» является  одним из лучших работ советской этнографической науки. Проводились исследования и по другим народам Кыргызстана: узбекам, дунганам, таджикам, русским, немцам. Однако, работы по этим народам носили фрагментарный характер. В целом в советское время  в Кыргызстане были созданы все условия для дальнейших этнографических исследований. Были подготовлены кадровые специалисты. Этнографы проходили аспирантуру  и докторантуру в  головном учреждении  - в Институте этнографии АН  СССР (ныне Институт этнологии  и антропологии РАН) и  в его Ленинградском отделении.   Накануне распада  Советского Союза  этнографы Кыргызстана трудились над двумя общесоюзными темами: «Новое и традиционное  в быту кыргызской сельской семьи»  и  «Историко-этнографической атлас»,  а также была начата работа над новой темой «Народы СССР».  Первая работа была завершена и сдана в печать.  Но она до сих пор  неиздана. Остальные две темы находились на стадии  разработки.  Из других субдисциплин  этнографии  неплохой задел был создан по этносоциологии.  Благодаря усилиям  члена-корреспондента  НАН Кыргызской Республики, доктора исторических наук А.Асанканова в Кыргызстане была создана своя школа этносоциологов, в  активе которой монографии по этносоциологии сельского, городского населения, межнациональных  отношений, этнического самосознания. Под его руководством  подготовлены несколько кандидатов наук, которые продолжают успешно работать  над этносоциологическими проблемами. Этнологическая наука в постсоветском Кыргызстане переживает  трудные времена. Прежде всего следует особо отметить,  что институциональные аспекты этнологии  в основном сохранили свои позиции,  более того созданы новые структуры. Так продолжают функционировать отдел этнологии и археологии в Институте истории НАН  КР, кафедры этнологии и археологии на исторических факультетах КГНУ, ОшГУ, этнология как  дисциплина преподается в  Бишкекском Гуманитарном Университете, Кыргызско-Российском (Славянском),   Американском и др. высших учебных заведениях Кыргызстана. Совершенно новым явлением  в дальнейшей институционализации этнологии можно считать создание и развитие негосударственных общественных организаций, которые осуществляют исследовательские проекты на целевых грантах. К ним относятся: Антропологическое общество Кыргызстана (рук. Д. Сартбаева),  Институт региональных исследований (рук. А. Табышалиева), информационно- исследовательский центр  Ассамблеи  народа Кыргызстана ( рук. В. Богатыров), Центральноазиатский этнологический институт