1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

И.Б. Молдобаев Проблемы изучения древних кыргызов и их государства

Индекс материала
И.Б. Молдобаев Проблемы изучения древних кыргызов и их государства
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

 

 

http://siteistok.host.net.kg/

 

  История кыргызского этноса привлекает внимание ученых с первой половины ХVIII в., когда Г.Ф.Миллер в 1733 г. впервые поехал в Сибирь и писал о енисейских кыргызах, которые в начале ХVIII в. ушли к калмыкам, называвших их бурутами [Миллер, 1937, с.63]. С.М. Абрамзон пишет, что внимание ученых кыргызы привлекают со второй половины ХVIII в., ибо он имел в виду тянь-шанских кыргызов, исследования которых следует начинать с П.И. Рычкова, Б.Н. Татищева, И.Т. Андреева и другие [Абрамзон, 1971, с.10-12]. В поздние времена в изучении этнической истории кыргызов велики заслуги В.В. Бартольда, С.М. Абрамзона, А.Н. Бернштама, О. Караева и др. Изучение кыргызского этноса до сих пор наталкивается на ряд трудностей. С какого времени они известны на исторической арене? Этот вопрос успешно реализуется только при условии учета истории как народа кыргыз, и сейчас проживающих, на территории современного Кыргызстана, так и истории коренных народов Южной Сибири и Алтая. Дело в том, что в этнических составах народов этого региона: хакасов, алтайцев, тувинцев, саха и др. зарегистрирован этноним или генионим кыргыз. Этнонимы и топонимы с компонентом кыргыз зарегистрированы и у башкортов. Известны два родовых названия и более пятнадцати топонимов в различных районах Башкортостана с компонентом кыргыз. Так родовые названия кыргызаар зарегистрирован в деревнях Шаряк и Урмансы в Салаватском районе. Топонимы Кыргыз-Мияки, Кыргыз-Чабыны, Кыргыз-Улеге, Кыргыз-Тобеге, Кыргыз-Тай и др. имеются в различных районах Башкирии (1). Еще предстоит исследовать, откуда идут такие названия. Этимология слова кыргыз трактуется по-разному. В народе имеются легенды о происхождении кыргызов от сорока девушек. И в научном мире отдельные ученые считают, что термин кыргыз связан с числительным сорок. Необходимо отметить, что и в эпосе «Манас» кыргызы называются сорока племенным народом. Имеется и перечень этих племен. Однако, не учитывается, что в «Манасе» упомянуты и девяти и двенадцати племенные кыргызы. Потому считаем, что этимология слова «кыргыз» до сих пор не решена. В порядке гипотезы предлагаем при этимологизации этнонима кыргыз учесть толкование этого слова в калмакском, хакасском и саха (якутском) языках. Например, в калмакском языке слово хэргэс означает варвар, на языке саха слово кыргыс означает истреблять, уничтожать. В лексике хакасского языка сохранилось выражение «хыргыстын кыргычы» – «кыргызская отважность». Думается, что эти толкования сходны в плане обозначения отважности, жестокости, связано с войнами кыргызов. Необходимо разрешить еще одну проблему, связанную с термином кыргыз. Отдельные ученые до сих пор доказывают, что кыргыз и хакас два разных термина. На самом деле термина хакас нет. Это слово зарегистрировано в китайских источниках династии Хань как «Цзянь-гунь», в танских текстах «сяцзясы», в юаньскую эпоху – «цзилицзисы» и т.д. Мнением большинства авторитетных китаистов этот этноним прочитывается в форме кыргыз. Все это подкрепляется и другими лингвистическими данными. Кыргызами называли сами себя носители этого названия в рунических письменных памятниках. В греческих источниках приводятся в форме хэркис, в арабо-персидских трудах хыргыз, хыркыр. Стало быть в правильности прочтения этнонима в форме «кыргыз» (с различными разночтениями) сомнений уже не должно быть. История кыргызов А.Н. Бернштам начинается примерно с IV тысячелетия до н.э., когда по его мнению, стали формироваться этнические объединения, часть которых позднее составили определенный компонент кыргызского этноса. По археологическим памятникам истоки этногенеза и этнической истории можно начинать с Андроновой культуры (IV тыс. лет до н.э.). Одними из предков кыргызов являются и представители Тагарской культуры (VII – II вв. до н.э.). Еще более близкими предками следует считать носителей Таштыкской культуры (I в. до н.э. – V в. н.э.). Преемственную связь кыргызской культуры с названными культурами исследователи видят в схожести археологических памятников, особенно курганов, а также народных рисунков, в частности тамг (родовых знаков). Так, наблюдается схожесть около 50 кыргызских и хакасских тамг с орнаментами Таштыкской культуры и с древнетюркским алфавитом [Каратаев, 1997, с.8]. По показанию “отца китайской истории в Китае” Сыма Цяня (135 или 145 гг. до н.э. – 86 г. до н.э.), который закончил свои “Исторические записки” (“Ши цзи”) в 99 г. до н.э. хунны на севере