1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

И.Б. Молдобаев Были ли кыргызы христианами ?

Индекс материала
И.Б. Молдобаев Были ли кыргызы христианами ?
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

 

http://siteistok.host.net.kg/

 

Официальной религией является ислам. Если обратиться к их истории, то можно увидеть, что с исламом они знакомы по крайней мере с ХIV в., а народы современной территории Кыргызстана еще раньше с VIII в. Однако из всех народов Средней Азии кыргызы являются самыми пассивными мусульманами, на что еще в середине ХIХ в. обратил внимание казахский ученый Ч.Валиханов. Следует отметить, что и в настоящее время кыргызы не очень активно придерживаются ислама. В их религиозных воззрениях сохранились не мало доисламских элементов.  Источником для изучения истории религии у кыргызов являются письменные, археологические, этнографические, лингвистические и другие данные. В условиях слабой развитости письменной традиции, важным источником для изучении истории религии является богатое устное творчество, особенно известный кыргызский героический эпос «Манас». Кыргызское сказание содержащий около миллиона поэтических строк, охватывает самые разнообразные сведения из жизни кыргызского народа. Здесь можно обнаружить сведения по народной педагогике, философским взглядом, военному делу, искусству и другим вопросам прошлой жизни кыргызов. Легче перечислить, те сведения которые не получили освещения в эпосе «Манас». Наиболее полнее в «Манасе» представлены сообщения по быту и культуре кыргызов, что в определенной мере рассмотрено нами [Молдобаев, 1995].  Среди множества историко-этнографических сведений, в эпосе можно найти не мало сообщений могущих пролить свет при исследовании истории религии кыргызов. Именно «Манас» дал нам возможность определить, что в прошлом кыргызы были знакомы не только со множеством доисламских верований начиная с тенгрианства и кончая шаманизмом, но и почти со всеми мировыми религиями, за исключением иудаизма. Однако в «Манасе» упоминаются представители иудаизма евреи под названием жµµт. Из этого явствует, что кыргызы в своей прошлой истории хотя и поверхностно, но были знакомы со многими языческими и мировыми религиозными верованиями [Молдобаев, 1998, c. 214-216]. По крайней мере они были знакомы с буддизмом, христианством, и наконец исламом. Здесь мы остановимся лишь на таком вопросе как знакомство кыргызов с христианством несторианского толка. Что касается остальных религий с которыми соприкасались кыргызы, то они заслуживают отдельного рассмотрения. Конечно, несколько неожиданным может показаться наше утверждение о том, что кыргызский фольклор отразил информацию о христианском веровании. Так в эпосе «Манас» встречается упоминание о загадочном народе тарса. По варианту Сагымбая Орозбакова это слово встречается несколько раз и во всех случаях в качестве названия народа. Так, например, во время сорокадневных поминок по умершему знатному баю Кокетею в числе приглашенных гостей названы и тарса: