1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Ж.Т. Тентиев, А.Ж. Тентиева Из истории изучения буддийских памятников архитектуры ........

Индекс материала
Ж.Т. Тентиев, А.Ж. Тентиева Из истории изучения буддийских памятников архитектуры ........
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

http://siteistok.host.net.kg

Из истории изучения буддийских памятников архитектуры на раннесредневековых городищах
северного Кыргызстана

Во все исторические эпохи люди возводили памятники, в которых в осязаемой форме проявились их идеалы, стремления и воззрения. В эпоху раннего средневековья на территорию современного Кыргызстана проникают мировые религии – буддизм и христианство, каждая из которых уже имела свою историю, традиции, культуру, культовые сооружения. На родине буддизма, в Индии, сложился круг символических представлений и образов, в которых получил развитие своеобразный синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Основные типы буддийских сооружений широко распространились в другие страны мира. На территорию северного Кыргызстана буддизм проник вместе с переселенцами и миссионерами по трассе Великого Шелкового пути, по которой с древних времен шли сложнейшие процессы товарообмена и взаимного обогащения достижениями культуры между странами и народами. Буддийские общины сооружали здесь храмы и монастыри, где устанавливалась монументальная скульптура из глины, камня, бронзы, а стены покрывались росписями. Многочисленные находки коропластики, скульптуры и живописи позволяют считать, что буддизм имел в северных регионах Кыргызстана значительное распространение.  История и культура буддизма в Центральной Азии изучена детально. Большой вклад в изучении истории буддизма на территории Кыргызстана внесли В.В. Бартольд, А.Н. Бернштам, А. Р. Кызласов, Л. П. Зяблин, П. Н. Кожемяко, В.Д. Горячева, С.Я. Перегудова и др. ученые [см.: Ставиский, 1998].
 Открытие памятников буддизма в Кыргызстане принадлежит А.Н. Бернштаму, который в довоенные годы обследовал Ак-Бешимское, Краснореченское, Новопавловское, Сокулукское и другие городища [Чуйская долина]. В 50-е годы раскопками двух буддийских храмов на Ак-Бешимском городище занимались Л.Р. Кызласов [Кыласов, 1959] и Л.П. Зяблин [Зяблин, 1961]. Исследования двух буддийских храмов на Краснореченском городище были продолжены в 60-е годы П.Н. Кожемяко [Кожемяко, 1989], а в 80-90-е годы – В.Д. Горячевой и С.Я. Перегудовой [Горячева, Перегудова, 1996]. Для характеристики архитектуры и монументального искусства буддизма весьма показательны Ак-Бешимское и Краснореченское городища Чуйской долины. Городище Ак-Бешим расположено в 8 км к юго-западу от г. Токмок. Ученые отождествляют его с историческим городом Суябом, который был крупным торговым, ремесленным и культурным центром Чуйской долины в VI-X вв. и являлся столицей тюркских государственных объединений. Первым буддийским объектом на этом городище были руины монастыря и входящей в его состав часовни, раскопанной в 1938-39 гг. А.Н. Бернштамом в «киданьском квартале». Первоначально объект датировался им XII-XIII вв. [Чуйская долина], а позднее передатирован IX-X вв. [Бернштам, 1954].  «Первый» буддийский храм открытый Л.Р. Кызласовым в 1953 – 1955 гг., был на самом деле вторым буддийским объектом городища. Он датирует его VII-VIII вв. Это было больших размеров (22 х 76 м) сооружение с остатками глиняных скульптур и фрагментов росписи на стенах. В плане весь комплекс имел форму вытянутого прямоугольника и состоял из предвратных помещений, часовни, двора и культового помещения. Он был сооружен из пахсы и сырцового кирпича. Стены толщиной от 2 до 3 м несли сводчатые перекрытия. Сакральная часть ансамбля состояла из замкнутого квадратного святилища и обходной галереи. Полихромная монументальная скульптура размещалась на суфах в зале и вдоль галереи. Глиняные статуи изготавливались с применением каркаса из камыша и дерева, обмазывались ганчевым раствором и раскрашивались красным, желтым, черным и голубым цветом с применением позолоты и инкрустаций полудрагоценных камней [Кызласов, 1959].  Второй Ак-Бешимский храм раскопан Л.П. Зяблиным в 1955 – 1958 гг. Его считают наиболее ранним из всех буддийских архитектурных