1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоских В.М. Христианская святыня на дне Иссык-Куля?

Индекс материала
Плоских В.М. Христианская святыня на дне Иссык-Куля?
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

Плоских В."Атлантида" Центральной Азии-тайна Великого Шелкогого пути. Бишкек:"Илим",2004. С.-21-27.

 

Еще одна проблема, которой наша разведочная экспедиция уделяла большое внимание, — попытки выявить под водой или на берегу место локализации средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Из истории раннего христианства
Христианство стало проникать на тер­риторию Кыргызстана буквально с » первых веков новой эры.
По словам митрополита Среднеазиатс­кого и Бишкекского Владимира, Апостол Фома или Фома-Близнец первым принес в Центральную Азию весть о Господе Спаси­теле: «Дорога Апостола Фомы пролегала и по Киргизской земле, — пишет митрополит в своей книге, — через Ош и Узгент[1]» 
В древней Центральной Азии расцвет христианской веры начинается уже с III века н.э., приводя к образованию здесь своих митрополий, в том числе на земле Кыргызстана в городе Невакете (что в 35 км от Бишкека по дороге на Иссык-Куль). Про­цесс этот начал набирать силу где-то с се­редины первого тысячелетия новой эры. Са­мым древним памятником той давней эпохи на территории республики является церковь VIII в. в столице тюркских каганатов горо­де Суяб, что в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и мо­настырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства окрестного ко­чевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектур­ным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монас­тырь. Построенный на рубеже IХ-Х вв., он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со вре­менем менялись. Позже здание использова­лось как караван-сарай на одном из мар­шрутов Великого Шелкового пути. Имеются документальные свидетельства, что один из христианских монастырей нахо­дился и на берегу Иссык-Куля. По предани­ям, именно с ним, связывают мощи Святого Матфея, одного из последователей - Апос­толов Иисуса Христа. Как считает митропо­лит Владимир, «есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находит­ся одна из величайших христианских святынь — рака  с мощами  Святого Апостола  и Евангелиста Матфея. По теологическим преданиям, Матфей претерпел мученичес­кую смерть от рук язычников за пропо­ведь христианства в Сирии. Там-то внача­ле и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захваченных империей странах, верую­щие, опасаясь поругания святыни, перенесли раку в Среднюю Азию».
В христианских исторических преданиях говорится, что мощи Св. Матфея хранятся в монастыре армянских братьев на берегу озера Иссык-Куль. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир уверен, что именно «на киргизской земле нашло посмертное упокоение тело Святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как извест­но, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или III веке, бежавшими от древнерим­ских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианс­кий мир знал о ее местонахождении», - пи­шет митрополит Владимир.[2] 
                            
Каталанский атлас 
Есть ли реальные подтверждения этим преданиям? Однозначно, да! Одним из важных документов является всемирно известный Каталанский атлас мира - про­изведение майорской школы картографии.
А это не только высокий уровень изготов­ления, но и приложенные к картам леген­ды, т.е. пояснения на латинском языке. Из­готовлен он примерно в 1375 году (или несколько позже). Атлас приписывают ев­рею Крескесу (Cresgues), сыну Авраама. Современ­ные исследования подтверж­дают не только то, что автор был в состоянии репрезента­тивно составить такой атлас, служивший скорее украше­нием, чем практическим по­собием для мореплавания, но и то, что среднее откло­нение измеренных точек в Средиземном море составля­ет лишь 34 км - впечатляю­щая точность для того време­ни. Немецкий археолог, православный священник ар­хидиакон Василиус Кляйн в специальной статье проана­лизировавший сообщения Каталанской карты о хрис тианском монастыре и мощах Святого Мат­фея на Иссык-Куле пишет, что атлас состо­ял из 6 листов, причем только 5-6-й листы включали отдельные части Средней Азии и азиатского континента. На 6-м листе атласа изображено озеро «Иссикол» (Yssicol), т.е. Иссык-Куль, на южном берегу которого обозначен армянский монастырь[3].
Интересным является тот факт, что озе­ро Иссык-Куль имеет на карте продолгова­тую форму и вытянуто с востока на запад. Это соответствует реальности, что само по себе необычно, поскольку остальные озера, известные только своим названием, изобра­жались в форме круга. Иссык-Куль упоми­нается начиная с VII века в китайских и му­сульманских источниках, в последних также под тюркским именем, которое употребляет и Крескес на своей карте. Если факт существования озера находит подтвержде­ние на многих географических картах, то рисунок здания на его берегу, приводится впервые. К нему есть пояснение: «Это ме­сто (не озеро!) называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, нахо­дятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея»[4]. Вероятно, не само озеро вызывало осо­бый интерес Крескеса, а изображенный на его берегу и упомянутый в пояснении монастырь. К слову сказать, Каталанский атлас на русском языке до сих пор не опубликован, хотя и представляет серьезный научный источник.